Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Инновационная деятельность педагогов как ресурс развития творческого потенциала.

Инновационная деятельность педагогов как ресурс развития творческого потенциала.

10 сентября

Методический кабинет

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский.

           Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному ребенку необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

     Развитие  инновационной деятельности  является одним из приоритетных направлений  в работе по  повышению качества  дошкольного образования.

    Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный  процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.

Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)

Проблемы введения инноваций:

-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);

-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;

-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
-отсутствие конкретных методик отслеживания   результативности инновационного процесса.

-профессиональное выгорание.

Далее возникает вопрос - Какие знания, умения, способности  необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?

1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.

2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.

3.Профессиональные способности педагога:  знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.

4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.

     Технология – это целенаправленный процесс (алгоритм действий), после выполнения которого получается тот или иной результат.

Следовательно инновационная педагогическая технология -  это определенные действия педагога, вносящие целенаправленные изменения в образовательную деятельность  и позволяющие получить определенный педагогический результат, в виде приобретенных детьми компетенций (присвоенных ими знаний, умений и навыков)

Виды инновационных педагогических технологий представлены на слайде

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии могут быть направлены:

  • на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
  • они могут знакомить с культурой здоровья;
  • они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в ходе которой ребенок получает ответы на свои вопросы.

Суть данной технологии заключается в пяти «П»: проблема, проектирование или планирование деятельности, поиск информации, продукт, презентация.

 Проекты различаются по:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале занятия, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для индивидуального развития ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий, учет индивидуальных особенностей, интересов ребенка, его возможностей и состояния.

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они ещё совершенно новые для малыша. Они часто применяются в создании книжек-раскладушек для младших дошкольников. А вот для детей старших групп лучше выделять частные тематики

Технологии развивающих игр

  • Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр
  • В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться.

  • Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.

Счетные палочки Кюизенера

  • Рассматриваемый способ позволяет в игровой форме заранее развить у ребенка интерес к математике и способности к этому предмету.

Цели и задачи данной обучающей программы подразумевают эффективное формирование у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины

  • Воскобович разработал креативные игровые пособия и дидактические игры, которые отлично развивают сенсо-моторные навыки ребенка дошкольного возраста. Раскрывают его творческий потенциал, фантазию, нормализуют психический фон, и все это при помощи погружения ребенка в фантастический мир сказки и приключений.

 

Методики, образовательные технологии

  • Технология «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставит во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.
  • Технология «Лего» - развитие личности, мышления и творческих способностей ребенка путем решения конструкторских задач с помощью наборов «Лего» и создания «Лего-пространства»
  • Технология «Сказкотерапия» -пожалуй, самый детский метод образования и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
  • Технология «Экологического образования» (С.Н.Николаева) - формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам окружающего мира.
  • Технология «Цветные ладошки» (И.А.Лыкова) – формирование эстетического отношения к окружающему миру и художественно-творческое развитие личности
  • Технология «Гендерного воспитания» (А.М.Щетинина, О.И.Иванова) – формирование личностной позиции ребенка, формирование психологических стереотипов поведения  и половой социализации ребенка

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

  • Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
  • Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Что может содержать кейс?

  • Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
  • Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

 

 



Наверх страницы