Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Консультация для педагогов

Консультация для педагогов

24 марта 2020

Методический кабинет

Консультация для педагогов: «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством психогимнастических упражнений».

          Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. При этом, они могут оказывать совершенно противоположное действие: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность, подавлять или угнетать. С раннего возраста ребенок уже обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Даже взрослые  не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Встречаются люди,   которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей . Они проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели. Оказывается, такую способность можно развить.

        В 1990 г. американскими психологами  П.Сэловеем и Дж. Мэйером  был предложен  термин «эмоциональный интеллект». Есть много определений этого понятия, но обобщённо эмоциональный интеллект можно определить, как способность человека распознавать и идентифицировать свои и чужие эмоции, а так же способность эффективно контролировать эмоции и управлять ими.

       Наиболее благоприятный период развития эмоционального интеллекта – дошкольный возраст, характеризующийся последовательным формированием эмоциональных новообразований.  Развивать эмоциональную сферу ребёнка могут не только специалисты – психологи, но и воспитатели. Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

         Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:

         1. Игры

- эмоционально-сенсорные игры (используются с целью развития эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности)

- эмоционально-экспрессивные игры (способствуют развитию экспрессивного компонента эмоционального реагирования)

-сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);

        2. Произведения художественной литературы, фольклор (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведения и поступков отрицательного героя; обогащение эмоционального словаря)

       3. Работа с сериями  сюжетных картинок, иллюстраций, которые анализируются с точки зрения соответствия тому или иному эмоциональному состоянию. Когнитивные схемы.

      4.Трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);

      5. Творческая деятельность: музыкальная, театральная, изобразительная  (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

      6. Психолого-педагогические методы развития эмоциональной сферы ребёнка (коммуникативные упражнения, мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка, психогимнастика)

 

       Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях по психогимнастике дети развивают выразительность движений и артистизм, учатся понимать и выражать свои эмоции, формируют уверенность в себе. Упражнения включают в себя ритмику, пантомимику, игры, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику. Дети сами создают образ, который проигрывают, «проживают» эмоции  персонажей. Психогимнастика снижает риск алекситимии – свойства человека, когда он затрудняется определить и описать свои эмоции словами.  Психогимнастические упражнения применяют для профилактики эмоционального перевозбуждения и усталости на физминутках, для ауторелаксации после интеллектуальных нагрузок или чтобы оживить материал по нравственному воспитанию. Возможно индивидуальное применение психогимнастических упражнений, например, если ребёнок слишком возбуждён и не может уснуть в тихий час, при чрезмерной утомляемости, замкнутости, неврозах у детей.

         При подборе упражнений важно их чередовать: те, где дети напрягают или расслабляют мышцы, проигрывают этюды с положительными и отрицательными эмоциями, активно двигаются или отрабатывают приёмы ауторелаксации.

На выбор упражнений влияют возрастные особенности детей.  Так для детей 3-4 лет важно использовать  упражнения, которые помогают понять своё эмоциональное состояние и развивают выразительность движений. В этом возрасте достаточно познакомить детей с основными эмоциями – радостью, печалью, гневом, страхом, применять простые приёмы саморасслабления, формировать целостный положительный образ тела. 

Для воспитанников 4-5 лет по-прежнему актуальны упражнения, которые развивают способность понимать и выражать эмоции. Однако когда дети будут их выполнять, они в силу возраста станут сравнивать себя со сверстниками. Поэтому очень важно на этом этапе учить их делиться своими переживаниями, сопереживать, радоваться успехам товарищей.

         Дети 5-7 лет распределяют социальные роли лидеров и аутсайдеров, у них возникает инициативность и самостоятельность, они пробуют влиять на сверстников и самоутверждаться. В то же время воспитанники учатся оценивать нравственную сторону поступков. Для этого возраста нужно подбирать упражнения, которые помогают научиться верить в свои силы, преодолевать застенчивость. Театрализация психогимнастических этюдов усложняется расширением сюжетных линий, включением новых эмоциональных состояний, ситуаций морально-нравственного выбора.

        Таким образом, введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю, позволяющее поставить учебно-воспитательный процесс в детском саду на глубинную психолого-педагогическую  основу  и органично соединить формирующее влияние взрослого на ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей.

 

Список литературы

  1. Тимофеева М. Колобова Е. Семинар с педагогами, чтобы они научили детей выражать эмоции. // Справочник педагога-психолога детский сад.-  2019.-№11.-С.22-24
  2. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 06.03.2020)..
  3. Эмоциональное развитие дошкольника. Под. ред. Кошелевой А.Д., М. 1985

 

 

Материал подготовила педагог-психолог Чайкина Э. Н.



Свежие публикации данной категории

Наверх страницы