Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Защити себя сам

18 марта 2019

Методический кабинет

Игровой тренинг для детей

«Защити себя сам!»

для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: Научить ребенка делать выбор в критической ситуации, чтобы не получить ни физической, ни психической травмы.

ЗАДАЧИ:

• учить детей говорить твердое и решительное «НЕТ!»

• учить детей  вести себя при ссоре с родителями

• напомнить детям,  куда они могут обратиться за помощью в критической ситуации

Оборудование: стулья по количеству участников расставлены полукругом, презентация, ноутбук, мультимедийная установка.

 

Ход тренинга: Здравствуйте, дети! Пусть каждый ответит мне на такой вопрос: кто должен заботиться о вас и защищать вас?

- Родители!

-Бабушки и дедушки!

-Старший брат!

-Воспитатель!

-Государство!

-Вы перечислили так много, но одного, самого главного, почему-то забыли. Самого себя! Каждый человек – и большой, и маленький – должен сам заботиться о себе. Согласны?

Именно этому: «Как себя защитить, как себя вести, чтобы не попадаться в неприятные ситуации, и что делать, если всё – таки в такой ситуации оказались» - мы с вами и будем учиться.

Все решения будете принимать самостоятельно. Сможете? Тогда – вперед!

  1. Встаньте те, кто остаётся дома один, когда родители уходят. Теперь пересаживаемся: те, кто встал, садятся перед детьми, вы будете игроками, а остальные – остаются на своих местах, будете судьямибудете решать, правильно ли поступают игроки.

(Дети пересаживаются)

Итак, родители ушли, ты остался один. Только сел рисовать, и вдруг… (раздаётся звонок)

- Что будете делать? – ответы детей-игроков по очереди

А теперь судьи решат, кто поступил правильнее (Кто там?)

Ребёнок подходит к двери«Кто там?»

- Я врач из поликлиники. (Что делать?)

- Я вам не открою.

- Взрослых пока нет дома, придите, пожалуйста, позже или перезвоните.

Следующий вариант:

- Откройте, это милиция.

- Впустите, мне нужно проверить газ.

- Я друг твоего папы, он скоро придёт, и велел тебе впустить меня…

Когда начинают уговаривать и здесь нужно уметь сказать твёрдое «Нет!»

  1. Хотите узнать, как дракончик Памси научился говорить «Нет!»?

Когда дракончик Памси был маленьким, он очень любил говорить слово «нет». Его спрашивали«Ты вымыл руки?» - «Нет!» - отвечал Памси.

«Ты любишь кашу?» - «Нет!» - «Ты убрал игрушки?» - опять «Нет!».

Но когда он подрос, то заметил, что всё чаще ему стало трудно говорить слово «Нет». Это случалось тогда, когда его приятели звали Памси делать то, что было, по его мнению, опасно, вредно и нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «нет», то потом чувствовал себя очень плохо. Что-то мешало ему сказать «нет». Это были мысли: «Если я скажу «нет», то я кого-то обижу», «Если я скажу «нет», то со мной не будут играть, меня будут считать трусом»

-Что мешало Памси сказать «нет»(страх)

-Бывали ли у вас ситуации, когда вам было трудно сказать «нет»?

(Когда предлагают кого – то обидеть, сказать кому – то неправду, пососать сосульку, покататься на машине с незнакомым человеком, играть там, где тебя не видит мама)

Памси понимал, что ему необходимо научиться говорить «нет» даже тогда, когда это бывает трудно. «Я смогу сделать то, что мне надо!», - решил дракончик Памси.

Он сложил лапы рупором и очень громко крикнул«Нет!» Это было больше, чем просто звук его голоса, это был звук его силы, звук победы над своим страхом.

Памси знал, что нужно много тренироваться для того, чтобы чего-то добиться.

Он сел и стал тренироваться.

Памси вспомнил случай, когда его звали разорять птичьи гнёзда, испачкать друга, а он боялся сказать «нет», потому что думал, что с ним тогда перестанут дружить. И сейчас, вспоминая это, он крикнул:

«Нет!» «Нет!» «Нет!»

Сначала это было неуверенно, а потом стало получаться всё лучше и лучше.

Мы тоже с вами потренируемся. Педагог предлагает ситуации, а дети отвечают «нет».

• Пойдём, толкнем того мальчика.

• Давай сломаем его горку.

• Сосулька такая вкусная, холодная. Хочешь?

• Хочешь вкусный торт? Идем ко мне домой.

• Я подарю тебе компьютер идем со мной.

• Может, покатаемся на машине с тем дядей.

• Давай, залезем в подвал.

• Идём, поиграем в соседнем дворе.

В голосе должна быть решительность, уверенность. Голос твердый, громкий.

Есть и другие способы сказать «нет» Например:

• Я в этом не нуждаюсь

• Мне это не надо

• Я таких вещей боюсь

• Не сегодня

• Нет, я не хочу

• Нет, спасибо

• Мои родители мне не разрешают

• Нет, я подожду, когда мне это разрешат

• Я без этого обойдусь

• Мне есть чем заняться

• Нет, я вас не знаю

• Нет, я знаю это опасно для жизни, для меня

• Нет, лучше я позову брата (родителей ит. д.) и мы будем играть.

Говорить это нужно уверенно, решительно.

Если вы чувствуете, что у вас не получается, то лучше убежать к своему дому, родителям, хорошим знакомым.

  1. Нарисовать ситуации в виде запрещающих знаков то, от чего они хотели бы отказаться, чему они хотели бы научиться говорить«Нет!».

Рассматривание ситуаций-рисунков с обсуждением (показ слайдов).

Запомните на всякий случай!

Не все люди, даже взрослые, хорошо понимают, что делать хорошо, а что – плохо, что можно, а что нельзя. Некоторые заставляют детей делать неприятные и гадкие вещи. Поэтому лучше всего, если ты не станешь играть в одиночестве там, где тебя некому будет защитить – на всяких пустырях, чердаках, в подвалах, незнакомых местах.

Чужие люди могут позвать тебя с собой – погулять или покататься. Они могут уговаривать тебя и обещать в подарок интересные вещи, о которых ты давно мечтаешь или что-то вкусное. Ты сделаешь правильно, если не пойдешь и не поедешь с ними, а от подарков откажешься. Значит ты смог сам себя защитить.

Конечно, не все люди плохие, но ты ведь не можешь угадать, что на уме у чужого, незнакомого человека. Если это хороший человек, он всё поймёт и не обидится на твой отказ гулять с ним или принять от него подарок.

Если всё – таки чужой человек не отстаёт от тебя, как поступить в этом случае?

Лучше всего убежать или позвать на помощь других людей.

Совсем хорошо, если ты расскажешь о приставании чужих людей своим родителям – они постараются сделать так, чтобы чужие люди больше тебя не беспокоили.

Звонит звонок.

  1. «Маска откровения»

Входит лисенок очень грустный.

- Что случилось? Поделись с нами своей бедой.

Лисёнок рассказывает.

На лесной полянке всегда было спокойно. Зайчихи сидели на пеньках. Белки скакали с ветку на ветку. Ежи играли в камешки под ветвистым деревом. А лесные малыши резвились в песочнице. А по вечерам мы, зверята постарше, собирались на поляне, играли в лапту, разговаривали о многих интересных вещах. Однажды на нашей поляне появились чужие звери, которые были старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. С тех пор на поляне собираться стало невозможным. Каждый раз эти звери обижали того, кто попадался на их пути: ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости и просто били нас.

Однажды я не выдержал и дал сдачи одному хулигану. Тогда они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, обижали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня. Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Подскажите, что мне делать.

Предложения детей.

-Рассказать родителям.

-Не быть одному на поляне.

Нанесение обиды, жестокое обращение можно предотвратить, защищая себя самого, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующему детским садом, родителям твоих друзей, к хорошим соседям, в милицию.

Лисенок благодарит детей и уходит.

 

(Звонит телефон.)

5. Звонит Марья – рукодельница. Что-то случилось. Марья рассказала, что занималась рукоделием и не заметила, как порезала красивую кружевную скатерть и теперь боится, что будет за это наказана.

- Ребята, как вы думаете, что чувствует Марья? (страх)

- Чего боится Марья? Почему?

-Наказывают ли вас родители?

-Как ругают вас родители? (Грозят отшлёпать, ставят в угол, кричат, говорят обидные слова)

- Что вы делаете в ответ?

Предлагаю вам и Марье ряд советов, которые помогут вам при ссоре с родителями.

1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат. (Мама мне страшно, когда ты ругаешься. Папа мне больно и страшно, когда ты ругаешься и шлёпаешь меня.)

2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?” Это помогает смягчить гнев взрослого.

 

3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить. (подождать и предложить попить чай)

 

6.Просмотр мультипликационного фильма «Самый маленький гном»

 

Итог занятия: Каждый ребенок может предотвратить неприятные ситуации и сделать правильный выбор в критической ситуации, чтобы не получить ни физической, ни психологической травмы.

Используя приемы: сказать уверенное и твердое «Нет!»; говорить о своих чувствах; уйти от этой ситуации, переждать «бурю»,а затем поговорить об этом; обратиться за помощью к родственниками и хорошим знакомым, кому вы доверяете.

 

 

Список используемой литературы:

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я — ребенок, и я имею право. - М«Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 96с.

2. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост.: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 88с.

3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2000. - 208с., илл.

4. Профилактика ВИЧ — инфекции и СПИДа: Учебное пособие А. А. Быков, Е. Н. Худякова, Т. И Бочкарёва, Н. В. Шокурова. Самара: СИПКРО, 2002.-226с.

Тренинг подготовила и провела старший воспитатель Шевелькова Т. М.



Свежие публикации данной категории

Наверх страницы