Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Материалы педсовета

23 апреля 2021

Методический кабинет

    Роль ситуаций успеха

                      в                

   развитии активности  дошкольника

Слайд 1.

«Ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.  

          Помощь учителя, какой бы эффективности она ни была, всё  равно должна быть скрытой.

Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя….

радость успеха может померкнуть». 

В.А. Сухомлинский.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями, воспитателям приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, кто обеспечивает для ребёнка ситуацию успеха, как воспитать ребёнка успешным и какие приёмы целесообразно использовать для этого воспитателям?

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы, педагоги, знаем,  как это важно для дошкольников создать ситуацию успеха. ФГОС дошкольного образования ставит перед нами задачу – создать благоприятные условия для развития способностей и  творческого потенциала каждого воспитанника. В ребёнке самой природой заложено  стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребёнок ощущает, что он, по положению, ниже кого-то из детей, он непременно - открыто или скрыто, проявляет негативизм и непослушание. Ушинский считал, что только успех  поддерживает интерес детей к обучению. А интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а дошкольное учреждение стать детским садом радости. Успех должен быть доступен каждому воспитаннику. Если ему удастся достигнуть успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни. Если детей лишить веры в себя, то очень трудно надеяться на его светлое будущее.

Слайд 2.

Что же такое с научной точки зрения ситуация успеха? Психологи разделили эти два понятия и вот что получилось.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех – это результат подобной ситуации. Ожидание успеха – стремление заслужить  ободрение, стремление утвердить своё «Я», свою позицию, результат деятельности личности. И, как итог, получить свою « порцию аплодисментов».

Слайд 3.

Что такое успех с психологической и педагогической точки зрения?

 Успех – с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. С педагогической точки зрения  ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создаётся возможность достижения значительных результатов в деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить  радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя. Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности.

Слайд 4.

Деятельность воспитателя для создания ситуации  успеха должна строиться на основе следующих принципов:

1.Комфортность: атмосфера доброжелательности

2.Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач         достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

3.Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс.

4.Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстника к самостоятельной деятельности от простого  до сложного.

5.Вариативность: создание условий  для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов. Этому способствует создание предметно – развивающей среды, с учётом индивидуализации пространства.  При создании среды следует ориентироваться на индивидуальные особенности каждого воспитанника и коллектива в целом. Чем богаче и комфортнее среда ДОУ, тем  больше возможность у детей развивать свои способности и склонности.

6.Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.

7.Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательного общения с ребёнком строится на доброжелательной и доверительной основе.

8.Принцип интеграции: интерактивный характер всех аспектов развития личности ребёнка.

Слайд5.

Какие приёмы целесообразно использовать для создания ситуации успеха у дошкольников?

1.Одобрение и похвала.

2.Приём « Лестница». Речь идёт о ситуациях, когда педагог ведёт воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, обретение веры в себя и окружающих.

3. «Эмоциональные поглаживания». «Погладьте себя, ведь правда, приятно осознавать , что я  - молодец!».

4.Приём «Даю шанс». Речь идёт о заранее подготовленной ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя самого собственные возможности, способности.

5.Приём «Следуй за нами». Данный приём используется не только в образовательной деятельности, предлагая детям уже справившимся с заданием,  помочь их товарищу, но и в игровой деятельности (например, в дидактической игре).

6.Приём «Заражение».  «Заразить» детский коллектив радостью можно в том случае, если успех отдельного ребёнка станет стимулом для успеха других, перерастёт  в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость у всех.

Обучение и воспитание будет способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того, чтобы сформировать интерес у воспитанников раскроем технологические операции создания ситуации успеха.

Слайд 6.7.8.

1.Снятие страха.   «Не бывает  ошибок только у тех, кто ничего не делает».

Слайд 9.

2.Внесение мотива.  «Без тебя и твоей помощи мне не справиться».

3.Авансирование успешного результата. « Ты справишься с этим». «У тебя это обязательно получится».

Слайд 10

4.Скрытое инструктирование ребёнка в способах выполнения. «Наверно,  лучше начать с,  ….. а затем».

Слайд 11.

5.Персональная исключительность. «Только на тебя я и могу положиться».  «Только ты сможешь».

6.Мобилизация активности педагогического общения. «Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу».

Слайд 12.

7.Высокая оценка определённой детали. «Здорово придумал». «Тебе особенно удалось». «Это выглядит здорово!»

Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия, деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке?

Односложные высказывания, типа: «Молодец!», «Умница!», «Правильно!», «Отлично!», «Замечательно!» - весьма скромны и настолько знакомы детям, что порой уже особо не впечатляют  и не «зажигают» на дальнейшие достижения. Можно расширить этот диапазон следующими фразами: «Восхитительно!», «Прекрасно!», «Удивительно!»,  «Ну просто изумительно!», «Ах, вы только посмотрите!» А так же: «Я просто в восторге!», «Замечательно задумано!», «Об этом нужно обязательно рассказать…»

Созданные условия дают для каждого воспитанника реальную возможность пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах ив глазах окружающих.

Слайд 13.

Разновидности успеха дошкольника могут быть сведены к двум видам:

1.Признание конкретного результата ребёнка.

2.Признание личности ребёнка в целом.

Формировать успешную личность нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его являются:

-диагностические исследования (в каких сферах жизнедеятельности ребёнок может проявить способности и пережить успех);

- анализ возможностей (насколько значительны возможности ребёнка);

-прогноз на успех и поражение (кто из детей имеет преимущество, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения)

-проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Достижения ситуации успеха педагоги связывают с организацией и проведением различных мероприятий. Это конкурсы, выступления, авторские работы, ярмарки, олимпиады, КВН. Данные формы работы чаще реализуются согласно двум сценариям. 1.Первый заключается в том, что ребёнок находится в ситуации сравнения его достижений с другими.

2.Во втором варианте в сравнительную « борьбу за победу» вовлекаются команды детей. В первом случае на успех обрекается незначительное количество избранных победителей, а для других детей закрепляется неблагоприятная для развития «ситуация неуспеха». Очевидно, что при таком подходе никогда не решится задача – создание ситуации успеха для каждого ребёнка. В этом случае можно было бы подобрать номинации для каждого ребёнка, согласно его особенностям. Например,  «Звонкий голосочек», «Маленький гений»,  «Мистер шутка», «Любимец жюри»,  «Самый находчивый».

Второй же вариант направлен на формирование, в конечном итоге, начал коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества. Это сценарий достижения общей радости  и общей победы. Иначе – радость на всех. Хотя и в рамках этого сценария вполне уместно номинирование  меры индивидуально- личностного вклада каждого ребёнка в общую победу. Например, «Самый быстрый», «Лучик знаний», «Супернаходчивый».

Кто обеспечивает для ребёнка ситуацию успеха? В ДОУ – воспитатели, в условиях семьи – родители.

Слайд 14.

Поэтому важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Невозможно создать ситуацию успеха без активного участия родителей.

Слайд 15.

Несогласованность позиций взрослых недопустима. Родителей нужно заинтересовать перспективами для их ребёнка.

Слайд 16.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1.Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

2.Индивидуальный подход.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

Каждый воспитанник должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый ребёнок индивидуальность и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения.

 «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг могут надломить ребёнка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения» - утверждает доктор педагогических наук А.С.Белкин.

Слайд 17.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В. А.Сухомлинский.

 Подготовила Филиппченкова В. В.

 



Свежие публикации данной категории

Наверх страницы