Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Советы музыкального руководителя

Советы музыкального руководителя

1 декабря 2021

Методический кабинет

 

 

Консультация для воспитателей

на тему:

«Формирование у дошкольников театральной культуры на музыкальных занятиях».

 

 

                                                                                                                                                                         «Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…»

Б. М. Теплов.

 

          Различные формы театрального действия с античных времен служили самым доступным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Впоследствии театральное искусство стало не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Сочетая в себе возможности различных видов искусств - музыки, танца, литературы, живописи и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу человека. Он не только вводит ребенка в мир прекрасного, но и развивает сферу его чувств, пробуждает сочувствие, соучастие, воспитывает желание поставить себя на место другого, формирует способность радоваться, тревожиться вместе с ним; способствует зарождению творческого начала.

          В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования основ творческой личности, поэтому приобщение дошкольников к театральному искусству, воспитание у них навыков театральной культуры остается одной из существенных задач дошкольного образования на современном этапе. Знания об основах театральной культуры дошкольники получают в процессе разнообразных видов детской деятельности. Музыкально-художественная деятельность - является одной из приоритетных в данном направлении.

          Работая музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения, мне хотелось бы поделиться опытом работы по данному вопросу. Музыкальные занятия являются основной формой работы педагога с детьми, и строятся на синтезе различных видов деятельности: восприятие, исполнительская деятельность, музыкально-игровая творческая деятельность.

          Основным видом деятельности является восприятие. Все остальные - исходят из него. На мой взгляд, очень эффективным в данном направлении является метод уподобления характеру музыки, где дети постоянно побуждаются к различным видам творческой активности для выражения своих впечатлений о музыке. Для развития театральной культуры и творческих способностей дошкольников можно предложить им следующие задания творческого характера:

  •   смоделировать характер мелодии и качество звуковедения при помощи движений рук, танцевальных и образных движений: «Дождик» рус. нар.мел., обр. Лобачева, «Зайчики» муз. Рожавской, «Танечка, баю, бай-бай» рус.нар. мел., обр. Агафонникова, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова, «Пляска Птиц» муз. Римского -Корсакова, «Слон», «Королевский марш льва» муз. Сен-Санса, «Болезнь куклы» и «Новая кукла», «Баба Яга» муз. Чайковского.
  • в качестве словесного уподобления предлагаю детям поиграть в игру «Музыкальная копилочка слов», в которую они с удовольствием «собирают» слова-определения, соответствующие характеру музыкального произведения. В процессе данной игры у детей развиваются не только основы музыкальной культуры, но и речь: обогащается словарь, развивается связная речь.

     Оркестровка музыкальных произведений –один из любимых видов деятельности детей, она побуждает внимательно вслушиваться в музыку и способствует дифференцировке восприятия. Дети озвучивают на детских музыкальных инструментах программные пьесы: «Скворцы и вороны» муз. Тиличеевой, «Марш деревянных солдатиков», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов» муз. Чайковского, «В пещере горного короля». Впоследствии дети с удовольствием подбирают музыкальные инструменты для озвучивания не только музыкальных пьес, но и сказок, стихов, музыкально-речевых игр.

      Игры с карточками определенного цвета, соответствующими характеру музыки, а также рисование характера музыки (в старшем дошкольном возрасте) - еще одно из любимейших занятий дошкольников. Выполняя его, дети используют средства выразительности, соответствующие характеру музыки. Например, рисуя Фею Музыки, дети применяют нежные, светлые тона: розовый, желтый, голубой. При передаче образа Гнома в музыке Э. Грига дети используют темные густые тона: коричневый, темно-синий, черный.

      В певческой деятельности дети выполняют следующие задания: «Поздоровайся, как зайчик, мишка, лисичка, …», «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где бывал?», «Миша, ты где?» «Допой песенку до конца», «Спой песенку ветра», « Песенка лисички, мишки, Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги…». Такие задания на развитие песенного творчества развивают творческие способностей детей, учат умению передавать интонации героев, используя при этом соответствующую мимику, жесты.

      В развитии театральной культуры немаловажное значение имеет правильная артикуляция, четкая дикция. Поэтому в работе можно использовать упражнения на автоматизацию звуков: «Накачай колеса», «Порычи, как медведь", «Пошипи, как змейка»; скороговорки, проговаривание текста шепотом в ритме песни и т.п.

      Выразительное исполнение и инсценирование песен: «Зайка» рус. нар. мелодия, обр. Красева, «Шел веселый Дед Мороз» муз. Вересокиной, «Про лягушек и комара» муз. Филиппенко, «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот» рус. нар. песни и др. способствуют получению первых представлений о певческой культуре, о вокальной музыке, о певческих жанрах. Выразительное пение помогает переживать содержание музыки, настроения, чувства, переданного в ней; формируется эмоционально-оценочное отношение к музыке, закладываются основы эстетического сознания ребенка.

      В музыкально-ритмических движениях дети младшего дошкольного возраста передают, как летят птички и кружатся снежинки, листочки; как скачет лошадка, зайчик, веселый петрушка, как бежит лисичка; танцует мишка.

     Для старших дошкольников задания усложняются, нужно придумать движения для хороводов, композиции танцев, передать взаимодействие нескольких персонажей: «Танец Вьюги и снежинок», «Гномы», «Богатырская сила» и пр. Свободные танцы и пляски представляют большой простор для творчества.

     В игре на музыкальных инструментах можно предложить детям задания: сочинить колыбельную для куклы, пляску медведя, слона, озвучить пьесу, песню, стихотворение.

     Наиболее эффективный результат в работе даёт полихудожественное уподобление, т.е. объединение различных видов искусства, где задания приобретают проблемный характер. Одним из разновидностей такого уподобления является музыкально-театрализованная деятельность. Она занимает одно из центральных мест в развитии театральной культуры детей. Начиная с младшей группы, для детей организуются несложные музыкальные спектакли силами взрослых и старших дошкольников: кукольные- «Осень в лесу», «Репка», «Похищение Снегурочки», « Как колобок домой спешил», музыкальные игры-сказки «Теремок на новый лад», «Яблонька" и др.

     В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются, и театральные постановки становятся более яркими, оригинальными и насыщенными. Дети участвуют в постановке детских опер, водевилей, балетов, театрализованных игр-сказок: «Сказка о непослушном голоске», «Кошкин дом», «Волшебный веер Феи Музыки», «Лебединое озеро», «Маша и Медведь», «Щелкунчик» и др.

     В процессе проводимой работы можно заметить, что у детей значительно возрастает интерес к музыкально-театральной деятельности, расширяется кругозор, улучшается речь. Дети становятся более артистичными, раскрепощенными, и с удовольствием участвуют в спектаклях, выступают на праздниках и развлечениях.

                                       Материал подготовила музыкальный руководитель Голубцова С. И.


Наверх страницы