Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Консультация для педагогов

Консультация для педагогов

31 марта 2022

Методический кабинет

Консультация на тему:

«Воспитание любви к Родине средствами

литературно – художественных произведений».

 

 

           В настоящее время как никогда актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал  причастность к своей Родине, к родной земле. Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании именно в период дошкольного детства.
          «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет истоками свою культуру». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают нашу работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается  с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
            Сильным средством воспитания у ребёнка любви к Родине, так же как и в воспитании гуманных чувств. Является художественное слово русского народа и талантливых авторов.
             У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алёша, маленький герой рассказа  Н. Артюховой «Трудный вечер». В этом рассказе необходимо обратить внимание детей не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботу о маме. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой  «Посидим в тишине». У детей надо воспитывать обязательно уважение к старшим. Прекрасной иллюстрацией  в данном случае является стихотворение А. Барто  «Вовка – добрая душа». 
             У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, знают стихи, считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла. Не только развлекают. Но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым любимым и ярким жанром для детей остаётся народная сказка. Почти каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта. Тяжёлая, трудная жизнь была всегда у русского народа. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но не падали духом и всегда творили доброе дело. Для примера приведу сказку «Царевна – лягушка», в которой царевич несколько дней шел по земле, его томил голод, а он терпел, никого не обижал на своём пути. За своё милосердие он получил большую награду -  помощь. А сказка « Теремок» учит умению жить под одной крышей. Здесь герои с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести нужное хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно, под одной крышей, тогда бы не воевали бы на планете разные люди, никто из соседей не ссорился бы.
             Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей необходимо знакомить в старшем дошкольном возрасте.  Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их ,подражают в игре. Особое место должно отводиться произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского. А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан,защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Мы, взрослые, должны помочь открывать  Родину  маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Вот  некоторые произведения  художественной литературы на военную тематику  («Сказка о громком барабане» С. Могилёвской,  « Сестра» Л. Кассиля, « Шел по улице солдат»  С. Баруздина,  «На заставе» А. Барто и другие).  Дети  сопереживают персонажам А. Гайдара.  Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям.
                Рассказы о родном городе (или о столице России) – отдельный вид детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Используются сборники рассказов «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и другие. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.
 
                Родная природа…   
               Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. Помочь познать  природу во всём её многообразии детям особенно помогает также художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей.  Рассказы К.Г. Паустовского, Н. И. Сладкого,  М.М. Пришвина – богаты яркими событиями из жизни природы и её обитателей. Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные рассказы и сказки о природе. И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.
               Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях. Особенно тех, с которыми они ещё не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, учёные, пожарники, космонавты.  В дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. В своей работе надо подбирать литературу самого разного объёма, формы и стиля. Использовать произведения на определённые темы. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, стихов хорошо использовать  наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации в книгах; презентации, фотографии и открытки по теме. Готовясь к каждому занятию, необходимо подбирать соответствующую литературу, которая более точно помогает детям раскрыть темы. Это  игры, и потешки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
               Кроме занятий,  литературные произведения  даются  детям во многих других формах.  Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного театра. По знакомым сказкам и рассказам хорошо организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.
               В качестве вывода можно отметить, что для достижения эффективных результатов в работе по  воспитанию любви к Родине, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы.  С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребёнка. формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине. Таким образом, воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе ребёнок или взрослый всегда будет принадлежать русской культуре, где  бы, он не  родился.
 
               Литература:
1.Р.С.Буре. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.
2.Журнал « Дошкольное воспитание, №5 2009 года
3. Шорыгина Т.А. Родные сказки. Нравственно – патриотическое воспитание. М. 2004 – С.
4.Островская. Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. 
 
Консультацию подготовила воспитатель средней группы

 

 

 

 


Наверх страницы