Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность

Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность

8 февраля

Методический кабинет

Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность

       В процессе воспитания большинство родителей, чтобы ускорить процессы сбора на прогулку или в поликлинику, из-за сомнений в возможностях ребенка и по разным другим причинам стремятся сделать все за него. Таким образом, родители вредят своему малышу, так как лишают его проявления самостоятельности, подрывают веру в собственные силы, приучают к тому, что другие сделают все за него.

      Определении понятия детской самостоятельности, которое давали великие ученые Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие:

  • во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого;
  • во-вторых, инициативность,
  • в-третьих — готовность обратиться к взрослому с вопросом.

     Таким образом, система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения. В связи с введением ФГОС ДО и требованиям, предъявляемым к педагогам дошкольного образования, которые касаются реализации принципов ФГОС ДО, становится актуальным использование новейших педагогических технологий, которые, прежде всего будут направлены на интересы и потребности воспитанника, сменяют традиционный подход в воспитании и в образовании личностно-ориентированным; с одной стороны необходимо перестраивать традиционные методы и средства воспитания с учётом требований ФГОС ДО, с другой стороны адаптировать новые с учётом индивидуальных потребностей воспитанников в рамках личностно-ориентированного подхода.

    В числе основных принципов ФГОС ДО на сегодняшний день ведущее место занимают «формирование самостоятельности и активности», «поддержка детской инициативы», именно их многие современные педагоги-новаторы, такие как А. Шахманова и Т. С. Шорыгина основополагающими, и опираются на них в разработках современных технологий. Именно формирование самостоятельности, по мнению большинства ученых, способствует развитию желания, а именно инициативы и стремления к познанию, открытию новых знаний, а это ведь не для кого ни секрет, будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.

     В последние годы набирают огромную популярность игровые квесты. Основная идея квеста идеально вписывается в сценарий дошкольного образования, потому как способствует успешной реализации основных принципов ФГОС ДО, а именно квест развивает детскую инициативу, способствует развитию самостоятельности и повышению активности.

     Во время проведения и организации квест игры можно с успехом решить практически все образовательные задачи, а также знакомить детей и закреплять их знания о профессиях Прародителями квест — игр были, безусловно, создатели компьютерных игр.

     Один из создателей квеста, Берни Джонс (2011г. США), определяет квест, как деятельность, которая направлена на поиск предметов, а зачастую поиск приключений.

     В ходе Квест- технологии реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;

Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, ребенка;

Воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение работы.

     Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру.

     При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.

     В основе этой игры заложена идея самостоятельной деятельности не только одного ребенка, но и группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач. Во время прохождения квеста дети обсуждают предположения друг друга, догадки о найденных подсказках и заданиях и сами принимают решение, куда идти в поисках задания. Им приходится догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить. Они выполняют задания и получают промежуточные результаты также самостоятельно. И только когда дети получают конечный результат, они взаимодействуют со взрослым, который «принимает» у них этот результат. На всех этапах дети могут обратиться за помощью к педагогу. Но и в этом случае педагог не решает за детей задания, а помогает наводящими вопросами принять решение самостоятельно.

 

Как обеспечить самостоятельность детей на каждом этапе квеста?

 

       Для того чтобы квест выполнил свою задачу – предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, обеспечьте специальные условия игры на всех этапах – от подготовки до завершения.

     Мотивируйте детей. Заранее расскажите дошкольникам о квесте, заинтересуйте их, в том числе тем обстоятельством, что все задания они будут выполнять в игре самостоятельно. В начале квеста поместите детей в игровую ситуацию: поставьте четкую цель игры, обозначьте причину, почему важно достичь цели.

    Разучите с детьми правила заранее. Накануне игры познакомьте дошкольников с правилами квеста. Если до начала игры дети хорошо усвоят правила, они смогут самостоятельно проходить квест, будут понимать, что, как и зачем следует делать.

   Включите в квест задания разных типов. Для квеста предлагайте задания на разные виды деятельности и умения детей. Задания должны основываться на опыте дошкольников, являться результирующими для ранее освоенных знаний и умений. Однако формулируйте задания так, чтобы детям требовалось подумать и догадаться о том, что нужно сделать.

   Охватите больше помещений. Задействуйте для квеста групповую, физкультурный зал, кабинет психолога, музыкальный зал. Чем больше помещений детям нужно будет пройти, тем больше азарта вызовет квест.

    Разделите детей на команды. Участвовать в квесте может вся детская группа. Однако, если можете привлечь свободного педагога (логопеда, психолога) для сопровождения подгруппы детей, разделите детей на команды. Чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребенок               проявит себя.

   Первую подсказку дайте в расшифрованном виде. В начале квеста предложите игрокам первую подсказку о том, где искать задание, в расшифрованном виде, чтобы они освоились и поняли, в чем суть подсказки. Следующие подсказки дети смогут по аналогии расшифровывать самостоятельно. Не торопите детей и не решайте за них. Давайте детям достаточно времени, чтобы обдумать, обсудить и принять решение, не торопите их и не подсказывайте. Если дети обращаются за помощью (а эта возможность предоставляется одним из правил), то задавайте наводящие вопросы.

    Поздравьте детей с достижением цели игры. На заключительном этапе проверьте, правильно ли дети выполнили задания, похвалите и поздравьте их с тем, что они достигли цели игры. Важно, чтобы дети завершили игру в праздничном настроении.

 

Зачем подводить итоги квеста вместе с детьми?

 

        Обсуждать квест с детьми, как и любое занятие или игру, важно как для дошкольников, так и для педагогов. Детям это позволяет лучше осознать основные моменты события, научиться делать выводы, высказывать собственное мнение, понять значение различных социальных проявлений людей (например, помощь, внимательность к другим, ответственность).

      Педагоги в процессе обсуждения квеста получают обратную связь (информацию): насколько интересным оказался квест для детей, что они думают об игре, ее заданиях, понравилось ли им самостоятельно находить подсказки и выполнять задания в ходе игры. Поскольку квест – всегда эмоционально емкое событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Например, если квест – в первую половину дня, то обсуждение – во вторую либо на следующий день.

     Один и тот же вопрос либо его разные формулировки следует задать нескольким детям. Это позволит воспитателям увидеть, сходятся или различаются мнения дошкольников в группе, и дать нескольким детям опыт высказывания собственной позиции. Если дети склонны присоединяться к уже высказанному мнению (что часто бывает, так как это легко), то следует побудить их подумать и высказать другое мнение, которое будет отличаться от предыдущего.

     Можно сказать, например: «Хорошо, что тебя тоже заинтересовало (понравилось…), но все люди разные, нам часто интересны (нравятся, кажутся трудными или легкими…) разные вещи. Поэтому правило такое: вы можете сказать, что вам тоже (как и Саше) понравилось задание… но потом сказать, какое еще задание понравилось (заинтересовало…)». Можно также спросить, кому понравилось другое задание.

 

Формы организации квест-игры:

1. Путешествие.

2. Детектив.

3. Журналистское расследование.

4. Научное исследование.

 

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

загадки;

ребусы;

интеллектуальные задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

пазлы;

творческие задания;

игры с песком;

лабиринты

     Таким образом, использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

 

Квест - игра «В поисках клада».

Можно провести как праздничный квест к 23 февраля.

 

         Задачей квеста будет обобщение и закрепление знаний.

         Целью квеста будет найти все части карты сокровищ, на которой указано местоположение сундука сокровищ.

         Участников разделить на две команды. Команда моряков и команда пиратов. По легенде, участников игры сопровождает друг Джека Воробья. Сам Джек отправил ребятам письмо с предложением пройти все его испытания и доказать, что они настоящие моряки. И тогда он отдаст ребятам свой клад.

        Ребята будут выполнять различные задания, чтобы получить фрагмент карты. На первом задании вместе с другом Джека Воробья участники выполнят ритмическую гимнастику, и вспомнят различные команды, которые отдаются на корабле.

На следующем задании команды должны победить друг друга в бою воздушными шарами.

Потом научиться бросать спасательный круг утопающему.

        На следующем испытании нужно победить медузу Горгону. Отгадать морские загадки. Вспомнить моря с цветными названиями. Разгадают ребусы.

       После прохождения всех испытаний участники смогут сложить кусочки карты воедино и получить секретный код от сундука с кладом. В ходе игры ребята смогут проявить самостоятельность и инициативу в прохождении испытаний. Получить массу положительных эмоций и заряд энергии на весь день.

 

            Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

 

Консультацию подготовила воспитатель Калиниченко А. В.

 


Наверх страницы