Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Родителям / Памятки для родителей / Игра или экспериментирование

Игра или экспериментирование

23 октября 2020

Памятки для родителей

Консультация для родителей «Игра или экспериментирование».

Составили: Сапунова Т.И. Калиниченко А.В.

 

  Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем сайте. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Спасибо за то, что вы нашли время, и мы надеемся, что данная консультация окажется для вас полезной.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а также, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности.

Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних условиях. Почему звучит так тема? Потому что в нашей группе проходит один раз в неделю кружок - «Почемучки». В рамках этого кружка мы с детьми проводим работу по опытно – экспериментальной деятельности и хотим, чтобы вы не остались в стороне, а продолжали бы эту работу в домашних условиях.         

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.           

 

 

Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и
  • бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко,
  • если на него подуть?)
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле
  • растает).

Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состаришься».

            К сожалению, после таких ответов родителей ребенок может перестать интересоваться любыми нововведениями. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В нашей группе имеется уголок для экспериментирования, а также материалы, которые потребуются для кружка: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

              Кухня или ванная комната – это место, где ребёнок мешает маме, когда она пытается навести чистоту и уют. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.

             Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, всегда можно обратится к справочной литературе или сети интернет. Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него закончилась голубая краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не мешайте и не подсказывайте ему, пока он думает.

            Догадается ли он, что надо смешать синюю и белую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Хотим вам предложить несколько несложных опытов для детей в домашних условиях.

 

1. Опыт. Цветы лотоса. Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

 

2. Опыт. «Подводная лодка». Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой - яйцо опустится на дно стакана. Выньте яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. Расскажите ребенку, что существует такое море, в котором вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Оно называется Мертвое море.

 

3.Опыт со свечой. Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

 

4.Опыт. «Волшебство соломинки». Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

 

5.Опыт «Мыльные пузыри». Сделать раствор для мыльных пузырей. Возьмите жидкость для мытья посуды, чашку, соломинку от сока. Налейте в любой стаканчик или чашку жидкость для мытья посуды, затем долейте водой. Все ингредиенты берем в равных количествах. Затем размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. Ура, ваши мыльные пузыри получились.

 

Дороги родители! Кто, как не Вы, научит детей видеть необычное в обычном!!! И только с вашей помощью они вырастут творческими и креативными!!!

Желаем успеха в воспитании юного почемучки!


Наверх страницы