Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Родителям / Памятки для родителей / Родительское собрание в средней группе А

Родительское собрание в средней группе А

23 октября 2020

Памятки для родителей

.

Родительское собрание в средней группе «А» на тему: «Эмоциональное благополучие и нравственное воспитание детей в семье».

                                                                                                     

    Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о значимости эмоционального благополучия ребенка и нравственного воспитания в семье.

     Дошкольный возраст –  это самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Сделать это позже будет намного труднее. Для того  чтобы помочь ребенку сохранить душевное здоровье, окружающие его взрослые люди должны понимать детские психологические проблемы. Узнать о них можно, если разговаривать с детьми и наблюдать за ними.  Взрослые очень редко  касаются чувств, сомнений и переживаний детей. А дети переживают по разным поводам. Радостными чувствами им  хочется поделиться как со взрослыми, так и со сверстниками; о негативных эмоциональных переживаниях дети предпочитают молчать,  им страшно или стыдно говорить об этом вслух. Взрослые могут догадываться о том, что ребенок переживает, возможно, даже о причинах, вызвавших эти переживания, но стоит ли говорить об этом с детьми и лишний раз их расстраивать? Взрослые считают, что не стоит. Неприятные моменты остаются неотреагированными.

      Эмоциональное благополучие  - это чувство уверенности, защищенности, способствующее нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств и  доброжелательного отношения к людям. Эмоциональное благополучие предусматривает потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и с педагогами, а также создание благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ.

     Последствия эмоционального неблагополучия ребенка: страх, депрессия, враждебность, агрессивность, трудности в развитии познавательной сферы, неврозы.

Причины эмоционального неблагополучия:

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей (родители должны учитывать: то, что является обычной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка).
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
  • Снижение двигательной активности.
  • Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

     Социальное развитие детей осуществляется лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. А это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.

     Лишение ребенка любви и участия взрослого приводит к задержке психического развития ребенка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более позднее время.

     Всем известно, как изменчивы эмоциональные проявления детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания.

     Наблюдения за поведением детей позволяют подметить некоторую устойчивость отдельных эмоциональных проявлений. Закрепляясь, они составляют основу формирования характера ребенка. Так, свойственное ребенку переживание радости закрепляется при определенных условиях и превращается в черту характера – в жизнерадостность; повышенная возбудимость  нервной системы, раздражительность может привести к образованию такой черты характера, как вспыльчивость в детстве, которая при недостаточной коррекции в детстве становится большой помехой в общении с людьми.

     Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. А без свободы нет настоящего нравственного развития. «Нравственность и свобода – два явления, - писал К. Д. Ушинский, - которые одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое  истекает из  свободного решения, а все, что делается несвободно под влиянием чужой воли или страха есть, если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие».

   

 Тест «Какой вы родитель?»           

     Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените, пожалуйста, особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие  выражения?

  1. Какой ты у меня молодец?
  2. Ты способный, ведь у тебя все получается.
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети, как дети, а у меня…
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

 

     Обработка результатов.

      Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13 - засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14 - засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов  - между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы стараетесь не злоупотреблять чрезмерной строгостью.

9-10 баллов - Ваше настроение в общении с ребенком  больше зависит от случайных обстоятельств и носит непоследовательный характер.

11-12 баллов - Вы недостаточно внимательны к ребенку, и возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов - Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте со своим ребенком более гибкими.

   Нравственное воспитание — это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

     Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

     Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

     Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

     Правильное нравственное воспитание  ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.

     Именно оценка взрослого  помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и  почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом, и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

     Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.

     Даша отказалась дать своей подружке покататься на велосипеде. Правильно ли сказать ей: «Ты – жадина»? Нет, Даша как раз очень добрая девочка. Но не будем предъявлять слишком высокие требования к ней. Слишком долго она ждала того дня когда мама разрешит ей, наконец, с наступлением теплых дней вынести велосипед на улицу. Очень уж велико было у Даши желание самой покататься на нем!

     Малышу говорят: «Какой ты врун! Лгать нехорошо!» А Алеша вовсе не солгал, он очень ловко придумал, как они ездили в детском садике в цирк. И эта фантазия была рождена стремлением выдать желаемое за реальное.

     И когда вы собираетесь похвалить ребенка, постарайтесь учесть мотивы, которые двигали им.

     Вот Витя, всегда такой эгоистичный, сейчас охотно, без сор и кофликтов отдает Вите свой подъемный кран. Но, оказывается, сделал он это небескорыстно: потребовал в обмен на игрушку конфету. За что же его хвалить?

     Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Андрей – хороший мальчик», «Никита хорошо поступил» - такие оценки, конечно, обрадуют малышей. Но почему их хвалят, дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобные оценки малоэффективны.

     Оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец», «хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще недостаточно. Саша правильно сделал, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату.

     Родителям не стоит излишне умиляться, если сын или дочь хоть изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу, чрезмерно расхваливать ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка.

     Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные  оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.

     Следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

     Тест «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

     Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

 1) Ребенок за столом капризничает, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

 а) дадите ребенку другое блюдо.

 б) разрешите выйти из-за стола.

 в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

 2) Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку — плюшевого зайчика. Вы:

 а) идете во двор и ищете игрушку ребенка.

 б) погрустите вместе с ребенком о его потере.

 в) успокоите ребенка словами: «Не стоит расстраиваться из-за пустяков».

 3) Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

 а)  выключите телевизор без слов.

 б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание.

 в) пристыдите ребенка за несобранность.

 4) Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

 а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: «Пусть поскучает без них».

б) предложите свою помощь в уборке, типа: «Я вижу, что тебе скучно делать это одному…»,  «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя….».

 в) накажете ребенка лишением игрушек.

 5) Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:

 а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольства его поведением.

 б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него.

 в) пытаетесь сами быстрее одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

      Подсчитайте, каких ответов больше — а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. «А» — тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. «Б» — стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент — научить его отвечать за себя и свои поступки. «В» — стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы — порицание и наказание. Подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

  • Любовь и взаимное уважение.
  • Взаимопонимание и взаимовыручка.
  • Ценность и личная значимость каждого числа семьи.
  • Участие каждого члена семьи в ее жизни — труд, отдых, учеба.          
  • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

     Хочется подчеркнуть, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему — это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

     Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

 Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника»

4 года

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

• способен к сотрудничеству со сверстниками;

• способен усвоить правила очередности;

• может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

• напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)

5 лет

Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДО У:

• соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

• лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен, в какой-то мере, помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

• разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

• бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

• способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

• удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

• начинает осознавать свои переживания;

• начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

• ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

• повышенная двигательная активность;

• ябедничество;

• небрежность в выполнении монотонных операций.

 


Наверх страницы