Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Ах, картошечка, картошка!

Ах, картошечка, картошка!

28 сентября 2021

Методический кабинет

 

 

"АХ, КАРТОШЕЧКА, КАРТОШКА!"

ПРОЕКТ

Подготовила и провела:

музыкальный руководитель

Голубцова С. И.

2021 г.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно - творческий

Срок проведения: 1 неделя

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений  о картофеле.

Задачи :

-познакомить детей с историей картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.);

-научить детей получать крахмал из картофеля, познакомить со свойствами крахмала, использованием в промышленности;

-подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи, промышленность и …);

-уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (рассада, семена, использование сельхозтехники)

-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;

-развивать любознательность, художественно - творческие способности, память, речь, воображение;

-формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Ожидаемые результаты:

-у детей формируются познавательные интересы, любознательность;

-обогащены и расширены знания о картофеле;

-активизированы исполнительские и художественно – творческие способности детей;

Актуальность.

Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка…  С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки,   рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!

 

 

План реализации проекта

 

Этапы

Содержание деятельности

Ответственный

 

Подготовительный

 

1.Определение целей и задач проекта

2.Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду

3.Сбор информационного материала о картофеле

4.Разработка комплексно – тематического плана

5.Создание условий для организации работы по проекту

Муз. руководитель

 

Основной

 

1.Беседа

2.Дидактические игры

3.НОД

4.Опытно – экспериментальная деятельность (получение крахмала)

5.Домашнее задание: выучить название блюд из картофеля

6. Просмотр мультфильма: «Лунтик и его друзья. Картошка» (153 серия);  

Воспитатели, дети, родители, муз. руководитель

 

Заключительный

1.Развлечение «Ах, картошка, картошка!»

2.Выставка поделок из картофеля «Удивительная картошка»

3.Создание альбома «Подвижные и музыкальные игры и конкурсы с картошкой»

4. Презентация

Воспитатели, дети, родители, муз. руководитель

 

 

Комплексно – тематический план к проекту

Виды деятельности

Название мероприятия

Цели и задачи

Дидактические игры

«Кто больше назовёт блюд из картофеля» (на основе домашнего задания)

 

«Кто знает пословиц или поговорок о картофеле»

Закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля

 

 

Поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание пословиц и поговорок о картофеле

 

Беседа

«Лечебные свойства картофеля»

Познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.

 

Опытно – экспериментальная деятельность

«Получение крахмала»

Научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.

 

НОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развлечение

 

Познавательное развитие

«Как картофель на стол приходит?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Подвижные игры с картошкой» (см. альбом «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»)

Просмотр мультфильма «Лунтик» 153 серия «Картошка»

 

 

 

«Ах, картошка, картошка!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси; расширять представление о значении этого овоща в жизни человека; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности; развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес и любовь к фольклору.

 

 

 

 

 

 

Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.

 

 

 

 

 

 

 

обогащать и систематизировать знания детей о картофеле; закрепить исторические сведения у детей  о картофеле; развивать коммуникативные качества; воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

 

 

 

 

Приложение

 

Дидактическая игра «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»

Цель: закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля.

Ход игры.

Вспомнить с детьми, какое домашнее задание они получили накануне. Провести конкурс – игру и узнать, кто больше всех выучил названия блюд из картофеля. За каждый ответ ребёнок получает фишку. В конце все пересчитывают фишки: у кого их больше, тот и победитель.

 

Дидактическая игра «Кто знает пословицы и поговорки о картофеле?»

Цель: поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание

пословиц и поговорок о картофеле.

Ход игры.

Игра проходит аналогично игре «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»

-Голодному и картошка лакомство.

- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.

-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

-Картошка да каша – еда наша.

-Картошку копать, не руками махать.

-Без труда картошка не родится никогда.

-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

 

Беседа «Лечебные свойства картофеля»

Цель: познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.

Ход беседы.

Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд.  Что можно делать из картофеля? (ответы детей). Его жарят, варят, пекут. Картофель люди используют в пищу, из него придумано множество блюд. Но, кроме того, он хорошее лекарство. Если простудился - надо подышать над паром варёной картошки - и почувствуете облегчение: станет легче дышать и кашлять. А еще сырой картошкой лечат ожоги.  Сок из сырой картошки поможет снять боли в желудке. Вот такой удивительный овощ!

 

НОД Познавательное развитие «Как картофель на стол пришёл?»

Программное содержание:

 -продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси.

-расширять представление о значении этого овоща в жизни человека.

- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности;

    -развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение.

-воспитывать интерес и любовь к фольклору.

 

Ход занятия.

Своё путешествие к нам картофель начал из Южной Америки.

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Кроме того, он привёз большое количество золота, которое они отобрали у индейцев.

Но самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, неизвестных Европе растений. В том числе были и клубни картофеля.   Не сразу картофель стали употреблять в пищу.

      В Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пётр 1 издал указ:

«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картофель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами.  В чём и подписуюсь Пётр 1»

Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси.

Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.

А кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей). Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.

3.Пословицы и поговорки о картошке

Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке. (ответы детей)

-Голодному и картошка лакомство.

- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.

-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

-Картошка да каша – еда наша.

-Картошку копать, не руками махать.

-Без труда картошка не родится никогда.

-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
 -Картошка хлеб бережет.

4.Физминутка

Подвижная игра» Горячая картошка»

5.Просмотр мультика «Лунтик и его друзья. Картошка»

6.Итог

 

 

Вечер «Подвижные игры с картофелем»

Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.

Игры подбираются из альбома «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»

 

Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала из картофеля»

Цель: научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.

Ход эксперимента.

-Сегодня мы с вами проведём небольшой эксперимент и узнаем, из чего же состоит наша любимая Опытно- экспериментальная деятельность:

картошка. Повторим правила поведения при проведении опытов и экспериментов.

Правила поведения:

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- быть предельно аккуратным;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком.

(Дети садятся за столы)

 

Перед нами лежит обычная картошка. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля. Что надо сделать?

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.  

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной;  

Вывод: в воде содержится крахмал, и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

-Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду и  крахмал.

 

 

 

Музыкально - игровое развлечение

 «Здравствуй, милая картошка!»

(подготовительные группы)

 

Ведущий (он же Антошка).  Здравствуйте, мои милые озорники. Хочу вам представиться. Меня зовут Антошка. А вас? Как вы думаете, какой у нас сегодня праздник? Я вам сейчас подскажу, а вы слушайте внимательно.

                   На этот раз пойдет рассказ о той, кто шесть имеет глаз,

                    А иногда и семь, и пять, что, впрочем, можно сосчитать.

                    О той, кто зиму сладко спал, забравшись осенью в подвал.

                    О той, чьи странные глазки, росли день ото дня;

                    О той, кто был знаком со мной, но не видал меня.

                     Подумайте немножко – что это …...

 Дети.  Картошка!

Ведущий.  Правильно. Картошка сегодня будет главным атрибутом нашего праздника.

                  Ах, картошка – объеденье, 

                  И для взрослых   идеал.

                  Тот не знает наслажденья,

                  Кто картошку не едал.

Картошка – лекарство от всех болезней, средство для выведения пятен, из неё можно сделать крахмал и пудру. А сколько разных блюд можно приготовить из картошки. И я очень люблю ее есть, вот только копать ее я не о-о-очень люблю. Знаете, как в песне поется Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.   Это мы не проходили!  Это нам не задавали! А вот танцевать я люблю. А вы ребята?

 Так давайте вместе с вами и потанцуем под мою любимою песню.

 

(встали все в круг, танец под песню «Антошка»).

 

Ведущий: Молодцы! Но сейчас внимание! Внимание!

                    Начинаются наши соревнования.

 Вы знаете, ребята, как появился в России картофель? Петр 1 прислал из Голландии мешок картофеля своему другу графу Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того, чтобы население занялось разведением картофеля. Вот с тех пор в России стали выращивать картофель. А еще во многих странах и городах картошке поставлены даже памятники. Вот она, какая эта картошка. А вы дома сажаете картошку? Молодцы!

Ведущий: Команды готовы! (построение команд, две команды). Ребята, прежде чем картошка попадет к нам на стол, нужно ее посадить. А вот я не умею этого делать, а вы знаете как нужно сажать картошку?

                    Мы возьмем ведерки, да и в путь дорожку,

                    Дружба нам поможет посадить картошку.

 Эстафета: «Посади картошку» (дети из ведра берут картошку и бегут к обручу, где маленькие колечки – это лунки в которые     нужно   посадить картошку).

  Ведущий: Молодцы, ребята, какие вы ловкие, да быстрые.

Музыкальная игра «Волшебный мешочек» (дети по очереди под музыку передают мешочек с овощами. На ком музыка остановиться должен на ощупь, не подглядывая определить в мешочки из множества овощей картошку. Кто угадывает тот танцует с картошкой в кругу).

Ведущий: Молодцы, ребята. Может быть кто - то из вас знает. Какой враг есть у картошки? Правильно, это колорадский жук. Вот мы сейчас с вами будем этих колорадских жуков ловить.

Игра «Картошечка», но сначала давайте проговорим слова:

От забора до окошка

Посадили мы картошку

Но испортили ростки

Колорадские жуки.

Приговаривая, хоровод (Огородники) идет по кругу, с окончанием слов останавливается и поднимают сцепленные руки к верху, приговаривая: «Огородник, не зевай и жука скорей поймай»

Жуки бегают в рассыпную, пересекая хоровод. Кто останется в кругу - тот пойман. (Игра проводится два раза)

Вот теперь можно и урожай собирать.

Эстафета: «Выкопай картошку» (дети бегут к обручу, берут картошку лопаткой и приносят в ведро) \

Ведущий: Ого – го, сколько картошки накопали! Очень устали. Нужно немного отдохнуть, и я предлагаю немного размяться.

Танец – разминка (Видео)

Ведущий: Вот мы и отдохнули, набрались сил, я даже проголодался, а вы? Давайте тогда будем варить картошку.

Эстафета:  «Сварим картошку» (пронести картошку на двух ложках и положить в кастрюлю).

 Ведущий: Молодцы, ребята.   

                   А сейчас, мои ребятки,

              Отгадайте – ка, загадки: (отгадывают дети)

Это чудо плод

Её едим мы круглый год

 Пюре, супы, салат, окрошка

Везде присутствует (картошка).

 

        Неказиста, мелковата,

       Только любят все ребята

       Запеченную в костре,

      В ароматной кожуре.

               «Русский хлеб», зовем мы крошку –

                Нашу добрую (картошку).

 

               На грядках кустиком цветет,

              А клубнями в земле растет,

              Мы копаем понемножку…

    Собираем что? (картошку)

Ведущий: Молодцы! А чтобы наша картошка хорошо сохранилась и не грустила, давайте ее повеселим и с ней поиграем.

 Эстафета: «Поиграй с картошкой» (закатить картошку в погреб).

Ведущий: Молодцы, ребята.   

                  Ребята! Наш праздник подходит к концу.

                  С картошкой мы сегодня играли, загадки читали, подведем итоги соревнований …

Ведущий: Мне тоже очень приятно, что вы такие ловкие, быстрые, задорные, дружные, веселые, а значит все здоровые!

А чтобы наш праздник запомнился, я приготовил вам вкусное угощение.

 

Ведущий: Хорошо на празднике

                     Играть и веселиться.

                     Но пришла пора и нам

                     С вами проститься.

 

 

 



Наверх страницы