«Правильно питаться – здоровья набираться!»
23 января
Паспорт проекта "Правильно питаться - здоровья набираться!":
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: с 06.11.24. - 20.11.24.г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитатель Асташенкова Алла Анатольевна, дети старшей группы и их родители.
Форма проекта: Непосредственная образовательная деятельность,
совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев.
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье.
Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка, понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Рациональное питание – один из факторов формирования здорового образа жизни, оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша.
Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Еще древнегреческий врач Гиппократ говорил: «Пусть ваша еда станет лекарством».
Обсуждая с детьми, на утренних беседах такие темы: «Правильное питание» «Полезность здоровой пищи», «Где живут витамины?» и пр.
Полученные в ходе беседы ответы, позволяют заключить, что дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи, в наше время, время рекламы чипсов, чупа – чупсов, кока – колы. У детей формируется искаженные взгляды на питание.
Родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание. Во многих семьях кормят детей однотипно. Котлета с макаронами или картошкой; либо – сосиски, пельмени. Из-за этого дети, не привыкли к здоровой пище, отказываются от овощных блюд, каш, рыбы, запеканок, кисломолочной продукции.
Возникла проблема: Как не только грамотно донести, что такое правильное сбалансированное питание, но и повысить интерес детей и родителей к правильному питанию и здоровому образу жизни детей. Было решено организовать и провести проект : «Правильно питаться – здоровья набираться!»
Цель проекта:
Сформировать у детей правильное представление о полезных продуктах витаминах и здоровом, рациональном питании, как составном части сохранения и укрепления своего здоровья .
Задачи:
1. Сформировать представления о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влиянии на организм.
2.Уточнить и обогатить знание детей о пользе овощей и фруктов.
3.Показать детям через практическую деятельность, какой вред для здоровья человека приносит «Кока-кола» «чупа – чупс».
4.Формировать у детей и родителей интерес и готовность к соблюдению правильного рационального и здорового питания.
5.Закрепить представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;
6.Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Ожидаемые результаты по проекту:
1. У детей сформируются основные понятия рационального питания.
2. Дети познакомятся с литературными произведениями по теме проекта.
3.Заинтересованность в образовательном процессе (интересуются новым, задают вопросы, самостоятельно действуют в различных видах детской деятельности).
4. Появится потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты.
5.Повышение уровня знаний у родителей.
6.Формирование интереса к здоровому питанию в семьях.
Основные формы реализации проекта:
- Анкетирование среди родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.
- НОД
- Беседы с детьми, родителями. Знакомство с проектом.
- Рассматривание иллюстраций, плакатов, чтение произведений на заданную тему.
- Подбор пословиц и поговорок ,загадок по теме.
- Опыты-эксперименты.
- П/И; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры развивающей направленности.
- Просмотр мультфильмов.
- Итоговое мероприятие.
- Информационный материал для родительского уголка; папка-передвижка, консультация, стенгазета, памятка.
- Подготовка презентации.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный
- Составление и разработка плана мероприятий по проекту «Правильно питаться – здоровья набираться»
- подборка художественной литературы
- информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте
- анкетирование родителей (законных представителей) по теме проекта
- разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту
- оформление консультаций, папки-передвижки, памятки, подготовка анкет для родителей по теме проекта
- подбор пословиц, поговорок, загадок, видеоматериала по теме проекта
- организация и оснащение предметно-развивающей среды в группе
2.Практический:
План реализации проекта
1. Беседы:
«Что значит правильное питание»;
«Полезная и вредная пища»;
« Где живут витамины»;
«Польза овощей и фруктов» ;
"Правила поведения во время еды»;
«Зачем нужен режим в питании».
2. Обсуждения проблемных ситуаций:
- «Что может произойти, если есть грязными руками ».
- «Что будет, если питаться только сладкими продуктами?»
3. Рассматривание плаката по теме «Витамины»
4.Загадки об овощах и фруктах, пословицы и поговорки
5.НОД. «Азбука правильного питания» «Еда полезная и вредная»; Лепка «Витаминная тарелка»
6. Опыты: «Угадай на вкус»(4-5фруктов, овощей) «Влияние «Кока-колы» на предметы и продукты» «Чем вреден чупа-чупс»
7.Пальчиковые игры: «Капуста» «Мы делили апельсин»
8.Физминутки: «Огород», «Фрукты»
9. Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Полезно не полезно» «Что растет на дереве, а что на земле?» «Угадай на ощупь» «Найди пару» «Свари кашу» «Что лишнее»;
10. Сюжетно-ролевые игра: «Магазин» «На приеме у врача»
11. Командная игра «Сварим суп и компот»
12.П/И: «Огуречик - огуречик»
13.Чтение худ. литературы: Б.Гримм «Горшочек каши» Ю. Тувим «Овощи» Аким .Я.»Хлебушек душистый» С.Погореловский «Хлебушко» Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду» С. Михалков. «Про девочку которая плохо кушала» «Мойдодыр» К.Чуковского,«Федорино горе» А. Мусатов «Стакан молока» Чтение стихотворений Е.А.Алябьевой «Хочу конфет», «Сладкоежка».
14.Дыхательная гимнастика:
«Горячий чай»; «Каша кипит»; «Пьём сок через трубочку
15. Просмотр мультфильмов: Смешарики «Азбука правильного питания»
Взаимодействие с родителями:
Объявление о начале реализации проекта
Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»
Папка-передвижка для родителей: «Правильное питание - залог здоровья»
Консультация: «Поговорим о правильном питании дошкольников»
Памятка «Питание детей дошкольного возраста».основы здорового питания
Оформление стенгазеты: «Правильно питаемся – растём и развиваемся!»
Домашнее задание – книжки – малышки с загадками
Помощь в оформлении альбома «Питание - дело серьезное
3.Заключительный этап.
Проведение итогового мероприятия: « Витамин лукошко - высадим мы на своем окошке» (посадка лука)
Оформление уголка здоровья
Отчет о реализации проекта в старшей группе.
В течение двух недель с 6 ноября по 20 ноября 2024 учебного года воспитанники старшей группы принимали участие в реализации познавательно-исследовательского проекта «Правильно питаться – здоровья набираться!»
Понедельник
1. Беседа: «Что значит правильное питание»
2.Сообщение родителям о реализации проекта
3. Анкетирование родителей по теме проекта
4.Чтение произведений: Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду» С. Михалков. «Про девочку, которая плохо кушала»
5. Папка- передвижка «Правильное питание- залог здоровья
6. Физминутка «Огород»
7. Д/И «Найди пару»
Вторник
1. Рассматривание плаката «Овощи-фрукты»
2.Беседа «Где живут витамины», «Польза овощей и фруктов»
3.НОД «Еда полезная и вредная»
4. Д/И «Что растёт на земле, что на дереве»
5 .Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
6. Изготовление родителями книжки-малышки с загадками по теме
Среда
1. Беседа «Правило поведение во время еды»
2.Дых. гимнастика «Пьем горячий чай»
3.Просмотр мультфильмов Смешарики – «Азбука здоровья» - Правильное питание .
4. Игра «Определи на ощупь»
5. Чтение «Горшочек каши» Б. Гримм. «Овощи» Ю.Тувин.
Четверг
1.Беседа «Дети пейте молоко, будете здоровы»
2. Пальчиковая игра «Капуста»
3.Д/И «Съедобное не съедобное»
4.Дых.гимнастика «Пьем сок через трубочку»
5.Зксперименты - влияние «Кока-колы» на предметы и продукты»
«Полезны ли чупа-чупсы?»
6.Чтение худ. литературы.Аким Я. «Хлебушек душистый» «С. Погореловский «Хлебушко» А. Мусатов «Стакан молока»
Пятница
1.Обсуждение проблемной ситуации «Что будет, если питаться только сладкими продуктами»
2.Чтение стихотворений «Хочу конфет», «Сладкоежка» Е. А. Алябьевой
3.НОД «Азбука правильного питания»
4. П/И «Огуречик – огуречик»
5. Выпуск стенгазеты «Правильно питаемся – растем и развиваемся»
Понедельник
1. Обсуждение проблемной ситуации «Что произойдет, если есть грязными руками»
2.Чтение художественной литературы «Федорино горе» «Мой додыр» К. Чуковский
3.С.Р/И. «На приеме у врача»
4.Физ. минутка «Фрукты»
5.НОД «Витаминная тарелка» (лепка)
Вторник
1.Беседа «Зачем нужен режим в питании?»
2.Командная игра «Свари суп - компот»
3. Консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»
4.Д/И «Что лишнее»
5.Опыт «Определи на вкус»
Среда
1.Загадки об овощах и фруктах
2.Чтение пословиц о еде
3.Д/И «Полезно не полезно»
4. С/Р.И «Магазин»
5.Оформление альбома « Питание - дело серьезное»
Четверг
1.Д/И «Сварим кашу»
2.Дых.гим. «Каша кипит»
3. Памятка «Питание детей дошкольного возраста».
4. Посадка лука «Витамин лукошко - вырастим мы на своем окошке»
Пятница
Подготовка презентации
Работа с родителями
- Памятка «Основы здорового питания».
- Консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников».
- Анкета «Здоровый образ жизни».
- Папка-передвижка «Правильное питание – залог здоровья»
- Создание стенгазеты «Правильно питаемся – растем и развиваемся»
- Домашнее задание - Фотографии детей «Мое любимое блюдо» Изготовление книжки-малышки.
Приложение 1
Анкетирование родителей.
Цель: проведение анкетирования, как создания условий для понимания ценности здоровья.
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни»
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?
• Правильное питание
• Соблюдение режима дня
• Благоприятные условия окружающей среды
• Гармоничные отношения в семье
• Занятия физической культурой
2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?
• Экологические загрязнения
• Наследственные заболевания
• Недостаточный уровень двигательной активности
• Неправильное питание
3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?
• Хорошее
• Плохое
• Затрудняюсь ответить
4. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?
• Соблюдение режима
• Рациональное питание
• Полноценный сон
• Здоровая гигиеническая среда
• Закаливающие мероприятия
5. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?
-Да
-Нет
6. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
• Посещение врачей
• Занятия физическими упражнениями
• Закаливание
• Дыхательная гимнастика
• Массаж
• Прогулки на свежем воздухе
• Правильное питание
7. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?
• Регулярно
• От случая к случаю
• Не уделяю
8. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?
• Утренняя зарядка
• Закаливающие процедуры
• Пешие прогулки
• Занятия спортом Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников».
Советы родителям
Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.
Чем кормить детей дома?
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого "организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.
Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко
Несколько слов об аппетите
Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.
Почему важно не спешить во время еды?
Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.
Почему надо избегать перекармливания?
Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.
Откажитесь от фаст-фуда!
Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны.
Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом.
Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды "фаст-фуд".
-Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).
-Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.
рекомендации родителям
Соблюдаем режим
Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.
Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся «поплотнее» может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.
Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.
Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.
Нельзя обойти вниманием и напитки.
Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.
Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.
В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно − зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.
Создание газеты. Цель создания газеты:»- привлечение внимания родителей и ознакомление их с жизнью группы.
Задачи: познакомить родителей с образовательными моментами .Привлечь внимание к проекту , который проходит в нашей группе.
Приложение 3
Памятка для родителей
«Основы здорового питания»
Здоровое питание – один из основополагающих моментов здорового образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья. Это существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма. Рациональное здоровое питание обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды.
Следует помнить, что питание является одним из важнейших факторов, способным оказать негативное влияние на формирующийся организм детей и подростков при неправильной его организации.
Питание должно соответствовать принципу энергетического равновесия: если человек потребляет больше калорий, чем расходует, развивается ожирение.
Питание должно быть разнообразным, умеренным и сбалансированным: 55-60%-углеводов, 10-15% белки, 15-30% -жиры.
Важна не диета, а ежедневный выбор в пользу продуктов и принципов здорового питания.
Рекомендуется:
1.Ежедневно зерновые продукты: хлеб из муки грубого помола, овсянка, гречка рис, пшено, макароны.
2.500 грамм и более овощей, фруктов или ягод в день.
3.Рыба, особенно жирная, 2-3 раза в неделю.
4.Фасоль, чечевица, горох, грибы, соевые продукты, орехи.
5.Нежирное мясо и птица, нежирные молочные продукты.
6.Растительные масла для заправки салатов и приготовления пищи.
7.Жидкости (не сладкие) не менее 1,5 литров в день.
8.Запекание и отваривание продуктов, вместо жарения.
Ограничение:
1.Жиров: сливочного масла, сала, жирного мяса и птицы, жирных молочных продуктов.
2.Сладостей, в том числе газированных напитков.
3.Поваренной соли (менее 5 грамм в сутки): не досаливайте готовую пищу, избегайте солёных продуктов.
Будьте здоровы!
Приложение 4
Беседы:
Цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
- Закрепить соблюдение детьми правил питания. - Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
- Познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользе для организма человека.
- Формирование представления детей о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов для сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
- Дать представление о необходимость и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
- Формировать представления детей о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, научить выбирать самые полезные продукты.
1.«Что значит правильное питание»
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня наша беседа пойдет о вкусной и здоровой пище.
Скажите, человек может прожить без еды?
Дети: Нет
Воспитатель: Какое то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться.
А чем питается человек?
Дети: Мясо, рыба, молоко, овощи.
Воспитатель: А животные питаются?
Дети: Да
Воспитатель: Правильно, ребята! Питаются люди, животные, птицы, насекомые. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед и ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму расти и развиваться.
Ребята, а какие питательные вещества вы знаете?
Дети: Витамины.
Воспитатель: В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое и имя и домик где они живут.
Воспитатель: У каждого человека есть своя любимая еда.
Назовите вашу любимую еду.
Ответы детей:
Воспитатель: Чтобы вы росли крепкими и здоровыми малышами, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным», или «здоровым питанием».
Ребята, хотите побольше узнать о здоровом питании?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадки:
Должен есть и стар и млад
Овощной всегда (салат)
Будет строен и высок
Тот, кто пьет фруктовый (сок)
Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
Я расти, быстрее стану,
Если буду, есть (сметану)
Знает твердо с детства Глеб
На столе главней всех (хлеб)
Ты конфеты не ищи –
Ешь с капустой свежей (щи)
За окном зима иль лето
На второе нам – (котлета)
Ждем обеденного часа-
Будет жаренное (мясо)
Нужна она в каше, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной (крупы)
Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они – (продукты)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А вы употребляете в пищу эти продукты? А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?
Дети: Сметана, творог, сыр, йогурт, кефир, простокваша, творожные сырки.
Воспитатель: Да, молодцы ребята. Но у меня есть задание для вас. Нужно выбрать продукты, которые едят, чтоб быть сильными и здоровыми.
Игра «Полезно не полезно»
Воспитатель: Ну, молодцы ребята!
Вы правильно питаетесь и сохраните свое здоровье на долгое время.
2.«Где живут витамины?»
Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы догадаетесь сами.
Прошу вас помочь мне, я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять нужные слова, когда я сделаю паузу.
В огороде помидор взгромоздился на забор; притворяется негодник,
Будто сам он огородник!
Возмутилась тётя репа
Это глупо и нелепо!
Крикнул дядя огурец;
Безобразник! Сорванец!
Огорчился старый лук
Не терплю подобных штук.
Покраснел сорванец, устыдился наконец
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину.
В Догадались, о чём пойдёт речь?
Где растут овощи?
(В огороде, )
Что ж тогда отгадайте загадки.
Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла,
Ты посоли её немножко
Ведь правда вкусная картошка.
В. Летом в огороде свежие, зелёные, а зимою в бочке жёлтые, солёные
Отгадайте молодцы, как зовут нас огурцы.
Микробов он сбивает с ног
Ну, а зовут его чеснок.
Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо
Узнаёшь её? (капуста)
В. Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей из урожая нового Красавица бордовая. (свекла)
А вы помните, из каких овощей, кроме свеклы делают винегрет?
Д. Из капусты, морковки, огурца, лука, горошка.
Что растёт на грядке;
он побольше огурца,
толстый он и гладкий, приходите посмотреть (кабачок)
Я вырос на грядке, характер мой гладкий куда ни приду, всех до слёз доведу. (лук)
Привязан кустик к колышку
на кустике шары
Бока подставив к солнышку
Краснеют от жары. (помидоры)
Я крепкая, хрустящая Чудо настоящие Желтое и красное Кожица отласная А еще румяная Детям всем желанная! (Яблоко)
|
Сложно без не прожить Борщ уж точно не сварить И не сделать винегрета, Чтоб был красного он цвета. (Свекла)
|
Я оранжева, сочна, Я полезна и вкусна. За ботву схватись ты ловко, Чтобы вытащить? (Морковку)
|
Всем его полезно есть Он помощник при простудах С ним вкусней, острее блюда Отломи скорее зубок – узнаешь его? (Чеснок)
|
Я известна в целом мире,
|
В форме лампочки она,
|
Носит он по сто одёжек,
|
Это самый кислый фрукт Его в чай всегда кладут. (Лимон)
|
Голова — на ножке, Зелены одёжки. Сколько их — не сосчитать! Может — десять, может — пять! Нарастают густо! Что это? (Капуста) |
В. Все овощи полезны, в них содержатся разные витамины нужные человеку для здоровья. А особенно овощи и фрукты нужно есть детям, чтобы расти сильными и здоровыми.
3.«Польза овощей и фруктов»
-Ребята, сегодня к нам пришла гостья давайте с ней познакомимся.
Витаминка.
-А как зовут вас ребята?
Игра «Назови свое имя ласково»
Витаминка принесла подарки вам
Все они в корзине
А узнаете, что принесла когда отгадаем загадки
-Расскажите, ребята, для чего нужны овощи и фрукты?
-Нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду, укреплять здоровье человека витаминами.
Мы витамины – не таблетки
И не вкусные конфетки!
Мы живем в продуктах.
Мы несем здоровье вам,
Помогаем тут и там.
Витамины бывают в таблетках, в капсулах, в драже.
-Где они продаются?
Ответы детей.
-А еще они живут в разных продуктах. Особенно в овощах и фруктах. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А. Содержится витамин А в морковке, в помидоре, в перце, в капусте, персике, дыне, тыкве, картофеле, горохе и т.д.
Витамин В помогает работать самому главному органу нашему – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В. Он содержится в зеленом луке, тыкве, гранате, капусте, банане, яблоке, картофеле и т.д.
Витами С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С. Он содержится в яблоке, лимоне, апельсине, помидоре, луке, чесноке и т.д.
Как заготавливают овощи и фрукты на зиму?
В Все овощи полезны, в них содержатся разные витамины нужные человеку для здоровья. А особенно овощи и фрукты нужно есть детям чтобы расти сильными и здоровыми.
4. «Правило поведения во время еды»
Беседа о поведении за столом.
Как стелить нам надо скатерть?
Положить где вилку? Нож?
И на стол нам локти класть ли?
Чавкать можно? Вкусно ж все!
Что нам можно есть руками?
Ложку правильно как взять?
За едой общаться можно?
Или лучше помолчать?
На все вопросы даст ответ
Наш столовый этикет.
- Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.
- И первое, что нужно сделать запомните, пожалуйста: перед едой ты руки старательно с мылом помой. Вас позвали на обед?
Соблюдайте этикет.
Не спешите сами есть,
Предложите даме сесть.
(Правило закрепляется мальчики предлагают девочкам пройти за стол, помогают им отодвинуть стул и сесть).
-Учитесь культурными быть понемножку
И пользуйтесь ножиком, вилкой и ложкой:
Для супа столовую ложку берешь,
Для мяса используйте вилку и нож.
Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять!
Вот в левую руку ты вилку возьмешь,
А в правой держать полагается нож.
Попробуйте вилкой мясо держать,
Ножом по кусочку его отрезать.
А если положена вилка одна,
То в правой руке находиться должна.
Блюдо с хлебом далеко
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть
Попроси их вежливо.
И припомни снова,
Вежливое слово.
(Вместе делаем вывод.)
На стуле не качайся
И низко над тарелкой
Своею не склоняйся!
(Вместе делаем вывод.)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Жевать и беседовать очень опасно:
Никто вашу речь все равно не поймѐт,
А вдруг «не в то горло» еда попадет?
Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
(Вместе делаем вывод.)
Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
(Вместе делаем вывод.)
Один мой знакомый поесть обожает,
Но после «спасибо» сказать забывает.
Зачем вам, друзья, на него походить?
«Спасибо» нетрудно совсем говорить.
Волшебное слово «спасибо» скажите,
Свою благодарность за труд покажите.
(Вместе делаем вывод.)
.Сказка «Как надо вести себя за столом»
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте сказку. …Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её открытых окон вкусно пахнет! Девочка постучалась в дверь и спрашивает: «Кто здесь живёт? Можно войти?» – Входи! – ответила старушка, выглядывая в окно. – Я здесь живу с моими внуками. Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся, на полу макаронах. А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить её насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал её обкусывать, измазал при этом нос щёки и вытер их рукавом. «Фу, как противно! – подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьёт компот». И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплёвывать вишнёвые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб… – Как вам не стыдно так некрасиво есть! – в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что они говорили с набитыми ртами. – Извините, – вздохнула Даша, – но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла. – Плохой конец у сказки! – сказал Миша. – Надо было не уходить, а научить их как вести себя за столом. – Правильно! – улыбнулась мама. – Вот ты бы, например, что им сказал? – На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложечкой, чтобы скорее остыл. И локти на стол класть тоже нельзя. – А от котлеты надо отламывать кусочки вилкой, – добавила Маша. – И косточки от компота класть на блюдечко. – Молодцы! – похвалила мама. И вы, ребята, подумайте: что ещё эти дети делали неправильно?
5.Пейте, дети, молоко, будете здоровы.
Задачи:
Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов.
Заложить основы знаний о здоровом питании, о витаминной ценности молока.
Воспитывать желание заботится о своём здоровье.
Ход:
-Как люди желают друг другу здоровья?
Мы не просто здороваемся, а дарим друг другу частичку « здоровья» потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю». Недаром русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
-А какого человека вы считаете здоровым?
-Умеете беречь своё здоровье?
-Что делаете, чтобы быть здоровым?
-Говорят, «Здоровью цены нет». Только сам человек должен научиться беречь своё здоровье. Я хочу подарить вам один из секретов – это чудодейственный напиток, который называется молоко.. Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нём есть витамины.
-Какого цвета молоко? Кто дает молоко? Ребята, а разве коровы сами относят молоко в магазин? Как же молоко попадает в магазин? Давайте все вместе в этом разберемся с помощью вот таких картинок.
Корова на лугу.
У коровы в вымени молоко.
Ферма, доярки.
Машина «молоковоз» везет молоко на молочный завод.
На молочном заводе.
Продается в магазине. Мамы приносят его домой. Так молоко появилось у нас на столе
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. У коровы молоко – коровье, у козы – козье. На свете есть и другие животные, которые дают молоко.
В молоке полезных много витаминов и веществ.
Пейте молоко, парное чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки, не болела голова.
Настроение, чтобы было превеселое всегда!
Так молоко появилось у нас на столе
6. «Зачем нужен режим в питании?»
Ход беседы
Как вы думаете, почему говорят: «Сытый голодному не товарищ»; «Разговором сыт не будешь»; «Поработаешь до поту – поешь в охоту»?
Воспитатель. Без пищи человек жить не сможет, но и злоупотреблять ею не следует. Вспомните, как однажды Винни-Пух пришёл в гости к Кролику и чем всё это закончилось?
Воспитатель пересказывают эпизод сказки.
Вот представь. Винни, что я дала тебе горшок с мёдом. Что ты будешь с ним делать?
Винни-Пух. Как что!? Запущу в него лапу, подцеплю мёду…
Воспитатель. Подожди, Винни, не спеши! Ребята, что Винни-Пух забыл сделать?
Дети напоминают медвежонку, что он забыл вымыть лапы перед едой, взять ложку и т.п., объясняют, зачем это следует делать.
Воспитатель. Напомните нашему гостю правила поведения во время приёма пищи.
Дети. Нельзя глотать то, что ешь, пока тщательно не прожуёшь.
Не следует класть в рот следующий кусок, если не проглотил предыдущий.
Говорить можно только тогда, когда во рту нет пищи.
Воспитатель. Пища дает организму человека энергию, питательные вещества, необходимые для того, чтобы он был здоров, мог двигаться, работать. Поэтому люди должны есть 3-4 раза в день. Вспомните, как называются приёмы пищи в разное время суток.
Дети. Утром – завтрак. Днём – обед. Вечером – полдник и ужин.
Воспитатель. Как вы думаете, сколько времени требуется для того, чтобы пища, которую мы съели, прошла весь путь по организму? (Предложения детей.)
Сначала еда попадает в рот, здесь она измельчается зубами и смачивается слюной для того, чтобы её было легче проглотить. На это требуется 2-3 минуты. Тот, кто плохо пережёвывает пищу, часто вместе с ней проглатывает воздух, который, попав в желудок, может вызвать икоту, отрыжку и даже боль. В желудке измельченная пища переваривается в течение нескольких часов (от завтрака до обеда). Когда желудок освобождается, нам снова хочется есть. В течение дня пища усваивается организмом, в органы поступают питательные вещества и вода, необходимые для жизни, роста и развития человека.
Что может произойти, если непрерывно будете есть?
Дети. заболит живот.
На фотографии мальчик играет на улице в мяч и одновременно ест булку. Этого делать нельзя. Он испачкал руки, взяв мяч, отскочивший от земли. Грязными руками он держит булку и ест её. Грязь и микробы попадут ему в рот. Он может заболеть. И т.п.
Воспитатель. Вы запомнили о чём мы говорили?
Приложение 5
1.Конспект занятия «Еда полезная и вредная»
Цель: Сформировать представления детей о вредной и полезной пище, познакомить с понятиями: «полезные продукты», «вредные продукты».
Задачи: Закрепить знания детей о вредном влиянии определенных продуктов на организм человека.
Активизировать познавательную деятельность воспитанников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Учить детей делать выводы, понимать причинно-следственные связи.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и здоровья человека
воспитывать осознанное отношение к выбору продуктов питания;
Ход занятия:
1. Организационный момент
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу.
Воспитатель: Мы говорим друг другу «здравствуй», а это значит, что желаем друг другу здоровья. А чтобы быть здоровыми, что нужно делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Нужно правильно питаться, кушать только полезные продукты. Вот мы с вами сегодня поговорим и выясним, какие продукты полезные, а какие вредные.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила на занятие Карлсона. Но что-то его долго нет. (Воспитатель подходит к окну, на подоконнике лежит записка с сообщением): «Здравствуйте, ребята, извините, пожалуйста, не могу к вам прийти, я вчера был на дне рождения своего друга Малыша. Я съел целую вазу карамелек, огромный торт, и полбанки клубничного варенья. И теперь у меня сильно болят зубы».
Воспитатель: Вы хотите помочь Карлсону? Как мы это можем сделать?
Воспитатель: Ребята, Карлсон наверно не знает, что много сладкого кушать вредно.
Воспитатель: Ребята, а вы что любите кушать?
Проводится игра «Волшебный мяч», где дети поочерёдно передавая мяч,
рассказывают о своих любимых продуктах.
Воспитатель: да, ребята оказывается вы, как и Карлсон сладкоежки.
Воспитатель: А вы знаете о том, что не все продукты полезны?
Есть много вкусных продуктов, но очень вредных для нашего организма.
Но есть большое количество и полезных продуктов.
Воспитатель: Ребята, какие же продукты полезные? Что нужно кушать каждый день, чтобы быть здоровыми?
Воспитатель: А что мы можем сказать про вредные продукты: сладости, газированные напитки, чипсы, Кириешки?
Воспитатель: Ну что, ребята, давайте с вами расскажем Карлсону и покажем, почему карамель, которую он очень любит вредная для нашего организма.
Опытно-экспериментальная деятельность детей
Опыт «Чупа –чупс» - любимое лакомство вред или польза? Выкладываем чупа –чупсы в стакан с водой и через некоторое время смотрим реакцию.
Вывод: Вода где лежали карамельки чупа- чупс окрасилась во все цвета радуги. Нельзя есть карамель в больших количествах - это вредит детскому организму, так как в них содержится много красителя.
Воспитатель: Вот поэтому у Карлсона и заболели зубы. Нельзя кушать много сладкого и запивать газированной водой.
Воспитатель: Ребята, Карлсон посмотрит видео нашего занятия, будет стараться не кушать много сладостей, не пить газированную воду, а будет кушать только полезные продукты.
Физкультминутка «Урожай»
В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем, («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: давайте с вами поиграем в игру «Полезно – не полезно», если я буду говорить про полезную еду, вы отвечайте на вопрос «Да», если про неполезную — отвечайте «Нет».
Каша - вкусная еда, это нам полезно?
Лук зеленый есть всегда, вам полезно, дети?
В луже грязная вода, пить ее полезно?
Щи - отличная еда, щи - полезны детям?
Фрукты - просто красота! это нам полезно?
Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки?
Овощей растет гряда, овощи полезны?
Сок, компот на обед, пить полезно детям?
Съесть мешок большой конфет - это вредно, дети?
Воспитатель: Лишь полезная еда, на столе у нас всегда!
А раз полезная еда - Будем мы здоровы? Дети (хором): Да!
Рефлексия.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? Кто прислал нам в записку? Что случилось у Карлсона?
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься.
2.Конспект викторины – игры «Азбука правильного питания»
Цель: поддержать у детей интерес к теме, обобщить у них представления о полезных для здоровья продуктах, способствовать развитию познавательных навыков.
Задачи:1. Совершенствовать представления у детей о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, закрепить умение выбирать самые полезные из разнообразных предложенных продуктов.
2. Продолжать развивать познавательный интерес, познавательную активность через познавательную деятельность.
3. Способствовать развитию познавательных процессов при выполнении разных заданий: произвольного внимания, памяти (словесной и зрительной) и мышления (анализировать, сравнивать и обобщать).
4. Продолжать формировать у детей диалогическую речь: внимательно слушать, отвечать на вопросы,
ХОД ЗАНЯТИЯ :
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас игру-викторину.
«Азбука правильного питания»
Знатоки будут игратьМы с вами разделимся на две команды «Мандаринки» и «Апельсинки».
ТУР 1
Первый конкурс. «Разминка»
Предлагаю я командам
В этот конкурс поиграть.
На серьёзные вопросы
Вам придётся отвечать.
Вопросы для команды «Апельсинки»: (задаю вопрос и бросаю мяч каждому игроку команды)
- Какой сок готовят из яблок? (яблочный)
из груш, персиков, абрикосов, винограда, апельсинов?
-Как называется напиток из ягод?
- Какой морс можно приготовить из ягод брусники?(из ягод клюквы, из смородины?)
Вопросы для команды «Мандаринки»:
- Где собирают урожай овощей?
- От какого овоща щиплет глаза?
- Где больше всего витаминов?
- Что посадил дед в сказке?
- Каким овощем пользовались русские красавицы, чтобы навести румяна на щёчках?
- Какой овощ нужен детям для роста?
- Как называется сок из тыквы?
-У какого овоща самые крупные семена?
- Что нужно кушать, чтобы хорошо видели глазки?
- Почему полезны овощи и фрукты?(в них много витаминов)
ТУР 2
«Каша – радость наша»
Каши – это очень полезные, питательные, вкусные и необходимые продуты питания, которые дети должны употреблять каждый день на завтрак. Доказано, что все каши полезны для детей. Каждая из круп содержит уникальный комплекс необходимых веществ: растительные белки и углеводы, минеральные вещества, витамины группы В.
1. Кашу не испортишь...
Маслом
Сметаной
Шоколадом
2. Как называется каша, сваренная из смеси нескольких круп?
Счастье
Дружба
Любовь
3. Какую кашу называют кашей красоты?
Овсяную
Манную
Рисовую
4. Какая каша улучшает состояние зубов и дёсен?
Рисовая
Кукурузная
Перловая
5. Какую кашу называют «жемчужной»?
Перловую
Гречневую
Пшённую
6. Какая каша самая калорийная? Также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.
Ячневая
Манная
Овсяная
3 тур
Овощная разминка.
Сейчас каждый из участников выберет себе картинку с овощем. Внимательно посмотрите на свою картинку. Задание следующее я сейчас буду читать стихотворение Сергея Михалкова «Овощи», как только вы услышите название своего овоща нужно встать с места и сесть. Приготовились? Будьте внимательны!
ОВОЩИ
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
Подведение итогов 2 тура.
ТУР 4
«Гурманы».
Задание для обеих команд. (Закрытыми глазами ребята определяют на вкус и на запах предложенные ведущим овощи или фрукты и называют их).
Для дегустации ребятам предлагается овощи и фрукты.
Игра «Полезно - неполезно»
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите «Нет! »
Есть вредные и полезные продукты питания.
Кто даст правильный ответ,
Что полезно, а что нет?
- Яблочный сок (Да)
- Пепси, лимонад (Нет)
- Жареные семечки (Нет)
- Сахар - рафинад (Нет)
- Пирожки горячие (Да)
- Чипсы хрустящие (Нет)
- Молоко и каша (Да)
- Фрукты, простокваша (Да)
Тур 5
Конкурс капитанов»
Каждому из вас я буду загадывать какой-нибудь овощ или фрукт, а вы по описанию должны догадаться, о чем я говорю.
1. Картошка – это овощ, растет на грядке, под землей, по форме округлый, коричневая корочка, внутри белый, из него готовят много разных блюд;
2. Морковь – это овощ, продолговатая, оранжевая, сладкая на вкус, растет на грядке, полезна для глаз;
3. Капуста – это овощ, растет на грядке, много одежек и все без застежек, круглая, зеленого цвета, хрустит на зубах, содержится в ней много витаминов;
4. Яблоко – это фрукт, бывает красным, зеленым, желтым, на вкус бывает кислым, сладким, кисло-сладким, растет на дереве, очень полезно, из него варят варенье, компот, пекут шарлотку;
5. Лимон – это фрукт, желтого цвета, кислый на вкус, полезен при простуде, добавляют в чай, варят из него варенье;
6. Банан – это фрукт, растет в тропиках на пальме, желтого цвета, на вкус сладкий, чтобы съесть его надо снять корочку.
Физкультминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. маршировать на месте
Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много"
Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить, рубят,
Отожмем лимонный сок, отжимают,
Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
Угостим честной народ. хлопать в ладоши
Рефлексия:
- Интересная ли для вас была игра?
- Что вам больше понравились и почему?
- Что было трудно для вас?
Итог игры: команды набрали одинаковое количество витаминок (мандарины и апельсины). У вас ничья.
3. Конспект занятия «Витаминная тарелка»
Цель: обогащение знаний детей о витаминах посредствам художественного творчества (лепки).
Программное содержание: - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки;
- обогащать знания о витаминах.
- развивать фантазию и творческие способности детей;
-способствовать развитию диалогической речи;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру общения через вежливое обращение к сверстникам, взрослым;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
Материал: изображение Мандаринки, картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход занятия:
Воспитатель демонстрирует картинку
Манд. - Я – веселая Мандаринка!
Я – полезная витаминка! Всем привет, а вот и я!
Очень рада вам, друзья!
Восп. Здравствуй, мандаринка! (Дети здороваются). Что же привело тебя к нам?
Манд. Я слышала, что вы, детишки, очень много знаете о витаминах, и подумала, что вы можете и со мной поделиться вашими знаниями. Правда? (Да – отвечают дети).
Манд. Среди моих друзей витаминов есть только мандарины. А с какими витаминами дружите вы?
(Дети называют фрукты и овощи)
Восп. Да, да, все эти фрукты и овощи содержат в себе витамины, которые так полезны для здоровья. А как ты, думаешь, мандаринка, чем витамины полезны?
Манд. Ой, да, я знаю, они полезны, потому что веселые и красивые, как я!
Восп. А вы, дети, тоже так думаете?
(Ответы детей).
Восп. Правильно, витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие — глазам хорошо видеть, третьи — голове — хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от болезней. Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если кушать мало витаминов, то можно заболеть. А мы не хотим болеть, правда? Поэтому мы любим кушать фрукты и овощи.
Манд. Теперь я все поняла, какие вы, молодцы, что все мне рассказали, какие вы умненькие детишки! А может вы еще и загадки разгадывать умеете?
А вот это я сейчас и проверю:
Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь гладко, а откусишь сладко (яблоко).
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
Эти крепкие ребятки в листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы зеленеют. (огурцы)
Летом, не боясь жары, зрели красные шары.
Вызрели как на подбор. Что за овощ? (Помидор)
Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин круглый рыжий. (апельсин).
Восп. Молодцы! Все загадки разгадали, пришла пора немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Два раза топну, два раза хлопну,
Вокруг себя я повернусь, с витаминкой подружусь (повторить 2 раза).
Манд. Какие же хорошие эти фрукты и овощи! Как бы я хотела, чтобы у меня были такие друзья, как эти ваши витамины.
В. Я думаю мы сможем тебе помочь, правда, дети? Давайте слепим витаминке друзей. Дети выполняют задание.
Обсуждение проблемных ситуаций:
«Что будет, если питаться только сладкими продуктами?»
Цель: Ребята расширили свои знания о полезных и вредных свойствах конфет. Сделали вывод, что конфеты приносят нам радость, настроение, а чрезмерное употребление, только вред.
«Что произойдет, если есть грязными руками?»
Цель: учить детей мыслить и заранее предотвращать опасные детские шалости.
Опыты
Влияние «Кока-колы» на предметы и продукты»
«Полезны ли чупа-чупсы?»
Цель: Формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.
Задачи: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;
формировать представления детей о пользе и вреде продуктов питания, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно;
учить делать умозаключения, строить гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи;
развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
воспитывать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему питанию.
«Определи на вкус». На подносе лежат нарезанные кусочками яблоки, лимоны, мандарины, бананы, огурцы. Каждому ребёнку по очереди предлагается узнать знакомые фрукты на вкус, с завязанными глазами дети попробуют овощ или фрукт. Ребёнок должен правильно назвать то , что он съел.
Просмотр мультфильмов о правильном и здоровом питании.
Задачи: Сформировать потребности детей в соблюдении правил здорового питания посредствам мультипликации. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
Приложение 6
Дыхательная гимнастика: «Пьём сок через трубочку». «Пьем горячий чай» «Каша кипит»
Цель: Развивать речевое дыхания; формировать умение делать плавный и длительный выдох
Воспитатель: Ребята, представьте перед собой горячий чай, чтобы он остыл, давайте подуем на него.
Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»
Набрать воздуха в грудь – вдох через нос
Выдыхая воздух через рот
При выдохе губы трубочкой
Повторить 3-4 раза.
Воспитатель: Вот наш чай и остыл.
Пальчиковые игры:
Цель: развивает отделы мозга, отвечающие за правильное развитие речи и интеллекта;
делает пальцы и кисти гибче и сильнее, что в будущем помогает быстро развить навык письма; расширяет индивидуальный словарь; развивают ловкость, концентрацию внимания, двигательную реакцию; совершенствуют память, воображение; положительно влияет на эмоциональное состояние.
«Капуста».
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)
Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)
Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)
И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (стучат кулак об кулак)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)
Приложение 7
Дидактические игры: «Полезно не полезно »
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
«Полезно – вредно», если я буду говорить про полезную еду, вы отвечайте на вопрос «Да», если про неполезную — отвечайте «Нет».
Каша - вкусная еда, это нам полезно?
Лук зеленый есть всегда, вам полезно, дети?
В луже грязная вода, пить ее полезно?
Щи - отличная еда, щи - полезны детям?
Фрукты - просто красота! это нам полезно?
Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки?
Овощей растет гряда, овощи полезны?
Сок, компот на обед, пить полезно детям?
Съесть мешок большой конфет - это вредно, дети?
Воспитатель: Лишь полезная еда, на столе у нас всегда!
Дидактические игры «Что растет на земле, что на дереве?»
Цель: Закрепить и уточнить знание детей об овощах и фруктах, закрепить умение различать овощи и фрукты. Активизировать знание о местах произрастания фруктов и овощей, их полезных свойствах, развивать память, мышление.
Чудесный мешочек «Определи на ощупь»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
«Найди пару.»
Цель: формировать умение подбирать соответствующую пару к картинке.
«Что лишнее»
Цель — формирование элементов логического мышления, зрительного анализа и обобщения, навыка классификации объектов по ключевым признакам. Закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
«Свари кашу»
Цель:
- Закреплять знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания;
- Обогащать знания детей о том, из чего варят каши;
- Различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манка и др.)
- Развивать любознательность;
- Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин полезных продуктов»
Цель: Развивать навыки здорового питания. Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить видовые понятия.
«На приеме у врача»
Цель:
Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница». Формировать умение последовательно выполнять два последовательных действия сюжета (слушает больных, назначает лечение, Задачи:
1. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Больница»; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов;
2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; развивать умение брать на себя роль.
3. Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.
4. Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача.
Подвижная игра «Огуречик огуречик»
Цель:укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.
Ход: на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.
Результат проекта
У детей сформировались представления о здоровом образе жизни (понимают значимость правильного питания для здоровья; умеют выполнять культурно- гигиенические правила; оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе и др.)
Осознание детьми и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни.
Свежие публикации данной категории
31 января Вифлеемская звезда
23 января «Каша – здоровье наше!»
23 января "Быть здоровыми хотим!"
23 января Мы за здоровый образ жизни
23 января Здоровый малыш
23 января Мы здоровье сбережём!
23 января Будь здоров!
26 декабря 2024 5 законов психологии
25 декабря 2024 Поможем Золушке
25 декабря 2024 Я и моя семья