Консультация для воспитателей
13 октября 2021
Консультация для воспитателей
«ФГОС и содержание БЖД в современных образовательных программах»
Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Недаром наши предки говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Работа в этом направлении по большому счёту сводится к нахождению ответов на вопросы: «Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?».
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- - воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Содержание образовательной работы по БЖД в ДОУ направлено на решение образовательных задач:
- - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- - воспитание грамотного участника дорожного движения;
- - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
- организованную деятельность;
- организацию игр (дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, игр – тренингов);
- общение;
- художественно-речевую деятельность (чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, заучивание правил безопасного поведения, театрализованные представления);
- изобразительную деятельность;
- познавательно-практическую деятельность (наблюдения, экскурсии);
- максимальное использование наглядности (рассматривание иллюстраций по теме, просмотр мультфильмов);
- трудовую деятельность;
- развлечения;
- досуги;
- встречи с интересными людьми;
- участие в различных конкурсах;
- личный пример взрослых.
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.
Серьезным шагом в этом направлении стало появление программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной. Она разработана на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Данная программа включена в вариативную часть нашей основной образовательной программы дошкольного образования.
Это первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Программа содержит шесть разделов (блоков):
- Ребенок и другие люди.
- Ребенок и природа.
- Ребенок дома.
- Здоровье ребенка.
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Ребенок на улицах города.
В основу выделения блоков авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка (2,3,4); впервые выделен блок социальных опасностей (1); а также знания о здоровом образе жизни (4) и психическом здоровье (5).
Составители программы отмечают, что ее содержание должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем опасностей окружающего мира. Кроме того, авторы указывают, что важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения.
Авторы подчеркивают, что программа не накладывает ограничение на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно использовать методы, адекватные возрастным особенностям детей и целям развития. Вместе с тем в силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных принципов:
- полноты – содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;
- системности – работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
- сезонности – учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;
- учета условий городской и сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;
- возрастной адресности – содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
- интеграции – программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;
- координации деятельности педагогов – тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знаний детьми;
- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.
Благодаря систематической целенаправленной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной
3. Интернет-ресурс: docs.yandex.ru
Материал подготовлен старшим воспитателем Шевельковой Т. М.
Свежие публикации данной категории
12 июля 2023 Это надо знать!
4 ноября 2021 Безопасность детей и взрослых
13 октября 2021 Месячник ГО и ЧС
2 декабря 2020 Личный помощник при ЧС