Виды профилактики заболеваний
26 февраля 2018
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.
В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
Первичная профилактика – это система мероприятий, направленная на устранения причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил.
Для педагога – это в первую очередь выполнение всех норм и правил дошкольной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями Сан Пин. Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.
Вторичная профилактика – это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболеваний(на стадии предболезни),показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска, а также своевременное проведение лечебно – оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни.
Роль педагога на этом этапе заключается в активном участии и в выполнении рекомендаций фельдшера и медсестры ДОУ.
Третичная профилактика – это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики – предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.
Специфическая профилактика – создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путем предохранительных прививок - проводится против некоторых болезней постоянно, а против других - только при появлении опасности их возникновения и распространения.
Неспецифическая профилактика – это методы профилактики, направленные на повышение защитных (реактивных) сил организма для противодействия проникающим в организм человека респираторным вирусам. Неспецифическая профилактика проводится как в предэпидемический период, так и непосредственно в период эпидемического подъема заболеваемости.
Основные противоэпидемические методы профилактики:
- ограничение контактов;
- иммунизация;
- повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию.
Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно-ограничительные мероприятия, но также применяется и в ДОУ. Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе.
Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов (иммуностимуляторы), дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.
Надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация - воздействие на иммунитет. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент – введенную вакцину.
Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоблюдение требований гигиены.
Суть практической гигиены, как средства профилактики инфекционных заболеваний описана в простой формуле: «чистота - залог здоровья».
Гигиена - учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому.
Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).
Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного воспитания.
Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки — это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время. Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим.
Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям.
Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:
- Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.
- Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.
- Гигиеническая подготовка медицинского персонала.
- Гигиеническая подготовка технического персонала.
Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.
К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.
Ведя здоровый образ жизни можно заработать крепкое здоровье. Прививая детям правильное пищевое поведение, любовь к спорту, закаливанию, пониманию пользы гигиенических процедур в ДОУ и в семье, мы закладываем фундамент будущего здоровья этих детей.
Свежие публикации данной категории
25 сентября Неделя ответственного отношения к сердцу
6 сентября Псориаз и другие...
4 сентября ЗОЖ для детей
29 февраля Профилактика кори
9 ноября 2023 Внимание, грипп!
31 октября 2023 Неделя борьбы с инсультом
29 марта 2022 Информация
3 сентября 2021 COVID-19
4 сентября 2020 ГРИПП
4 сентября 2020 О значении гигиенических процедур в период пандемии коронавируса