Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Безопасность / Здравоохранение / Виды профилактики заболеваний

Виды профилактики заболеваний

26 февраля 2018

Здравоохранение

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.

 

В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.

 

Первичная профилактика –  это система мероприятий, направленная на устранения причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил.

 

Для педагога – это в первую очередь выполнение всех норм и правил дошкольной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями Сан Пин. Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

 

Вторичная профилактика – это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболеваний(на стадии предболезни),показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска, а также своевременное проведение лечебно – оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни.

 

Роль педагога  на этом этапе заключается в активном участии и в выполнении рекомендаций фельдшера и медсестры ДОУ.

 

Третичная профилактика – это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики – предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

 

Специфическая профилактика – создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путем предохранительных прививок - проводится против некоторых болезней  постоянно, а против других - только при появлении опасности их возникновения и распространения.

 

Неспецифическая профилактика – это методы профилактики, направленные на повышение защитных (реактивных) сил организма для противодействия проникающим в организм человека респираторным вирусам. Неспецифическая профилактика проводится как в предэпидемический период, так и непосредственно в период эпидемического подъема заболеваемости.

 

Основные противоэпидемические методы профилактики:

- ограничение контактов;

- иммунизация;

- повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию.

 

Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно-ограничительные мероприятия, но также применяется и в ДОУ. Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе.

 

Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов (иммуностимуляторы), дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

 

Надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация -  воздействие на иммунитет. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент –  введенную вакцину.

 

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоблюдение требований гигиены.

 

Суть практической гигиены, как средства профилактики инфекционных заболеваний описана в простой формуле: «чистота  - залог здоровья».

 

Гигиена - учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому. 

 

Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

 

Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного воспитания.

 

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки — это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.  Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим.

 

Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям.

 

Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:

 

 -  Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.

 -  Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.

 -  Гигиеническая подготовка медицинского персонала.

 -  Гигиеническая подготовка технического персонала.

 

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

 

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

Ведя здоровый образ жизни можно заработать крепкое здоровье. Прививая  детям правильное пищевое поведение, любовь к спорту, закаливанию, пониманию пользы гигиенических процедур в ДОУ и в семье, мы закладываем фундамент будущего здоровья этих детей.


Наверх страницы