Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Обмен опытом

Художественно-эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении

 

ВВЕДЕНИЕ

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях.

 

1.  Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

 

2. Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника

 

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом.

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.

Основой содержания дошкольного образования определены следующие образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, вокальные и музыкальные импровизации, одним словом реализовать себя как творческая личность.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя следующие направления:

-приобщение к искусству,

-изобразительная деятельность,

-конструктивно-модельная деятельность,

-музыкальная деятельность.

Известный педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.

В нашем ДОУ работа по вопросам музыкального образования построена так, что в процессе взаимодействия родителей, педагогов с детьми происходит систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Для того, чтобы развить у ребёнка эти музыкальные способности, важно заметить его склонности к определённым видам музыкальной деятельности, в которых способности реализуются наиболее полно. Поэтому на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития я отмечаю те или иные изменения в развитии ребенка.

В процессе коллективных занятий предусматриваю индивидуальные задания разной степени сложности, чтобы сделать их привлекательными для детей и не ущемить интересов. В определении предпочтений мне помогает наблюдение за детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности.

В работе с детьми разных

возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Во время «традиционного» или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального. Причем, последовательность разделов занятия, часто варьируется в зависимости от сложности усвояемых знаний. Задания попроще я ставлю в конце занятий. Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне помогают разнообразные игровые методы и приёмы.

В разделе «Пение» на музыкальных занятиях использую попевки - упражнения из «Букваря» Ветлугиной, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования, также применяю упражнения на дыхание перед пением (дышим носиком, «подуй на одуванчик»«гудит самолёт»«Пчёлка» и др).

Репертуар по разделу «Слушание» музыки строится в программе на произведениях композиторов разных эпох. Для более полного восприятия произведения детьми, я использую различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Для воспроизведения известных произведений использую музыкальную аудио-, фонотеку.

«Музыкально - ритмические движения» помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. На занятиях слежу за выразительным исполнением движений детьми. Использую народную музыку и музыку, написанную для детей и рекомендованную программой ДОУ.

В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам, которые вызывают у ребят большой интерес. Я использую их, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки, помогая развитию их творческих способностей. 

Со средней группы в ДОУ дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. В нашем детском саду есть небольшой ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Программа ДОУ выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимо дополняют друг друга.  

Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями в приёмной групповой комнаты проходит намного легче и безболезненней.

Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.

Музыка может быть использована педагогом и на других занятиях для связи с другими видами художественной деятельности и более полного представления данного образа.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно, а в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей наиболее ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.

К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:

- музыкальные занятия;

- праздники и вечера развлечений;

- театральные постановки и концерты;

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.

В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых. Поэтому уже на занятиях я приучаю дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. Д.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит:

–от наличия предметно-пространственной развивающей среды

- от имеющихся у детей умений и навыков;

Музыкальное воспитание осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с социальными институтами детства. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в районе. Подобные мероприятия находят яркий эмоциональный отклик у детей и взрослых.

Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей, поэтому на всем протяжении дошкольного периода важно тесное сотрудничество и взаимодействие.

Для этого размещаю полезную информацию в родительские уголки,   провожу анкетирование и т.д.

Особой формой является привлечение родителей к организации досуговых мероприятий, в которых они с удовольствием принимают участие и не только в разучивании стихов и пошиве костюмов, но и активными непосредственными участниками.

Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше.

Закончу словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: " Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно.»

 

 

Консультация для воспитателей

на тему:

«Музыкально-театрализованная деятельность

 на занятиях музыки в детском саду».

 

 

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

Б. М. Теплов.

 

Различные формы театрального действия с античных времен служили самым доступным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Впоследствии театральное искусство стало не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Сочетая в себе возможности различных видов искусств - музыки, танца, литературы, живописи и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу человека. Он не только вводит ребенка в мир прекрасного, но и развивает сферу его чувств, пробуждает сочувствие, соучастие, воспитывает желание поставить себя на место другого, формирует способность радоваться, тревожиться вместе с ним; способствует зарождению творческого начала.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования основ творческой личности, поэтому приобщение дошкольников к театральному искусству, воспитание у них навыков театральной культуры остается одной из существенных задач дошкольного образования на современном этапе. Знания об основах театральной культуры дошкольники получают в процессе разнообразных видов детской деятельности. Музыкально-художественная деятельность - является одной из приоритетных в данном направлении.

Работая музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения, мне хотелось бы поделиться опытом работы по данному вопросу. Музыкальные занятия являются основной формой работы педагога с детьми, и строятся на синтезе различных видов деятельности: восприятие, исполнительская деятельность, музыкально-игровая творческая деятельность.

Основным видом деятельности является восприятие. Все остальные - исходят из него. На мой взгляд, очень эффективным в данном направлении является метод уподобления характеру музыки, где дети постоянно побуждаются к различным видам творческой активности для выражения своих впечатлений о музыке. Для развития театральной культуры и творческих способностей дошкольников можно предложить им следующие задания творческого характера:

-смоделировать характер мелодии и качество звуковедения при помощи движений рук, танцевальных и образных движений: «Дождик» рус. нар.мел., обр. Лобачева, «Зайчики» муз. Рожавской, «Танечка, баю, бай-бай» рус.нар. мел., обр. Агафонникова, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова, «Пляска Птиц» муз. Римского -Корсакова, «Слон», «Королевский марш льва» муз. Сен-Санса, «Болезнь куклы» и «Новая кукла», «Баба Яга» муз. Чайковского.

-в качестве словесного уподобления предлагаю детям поиграть в игру «Музыкальная копилочка слов», в которую они с удовольствием «собирают» слова-определения, соответствующие характеру музыкального произведения. В процессе данной игры у детей развиваются не только основы музыкальной культуры, но и речь: обогащается словарь, развивается связная речь.

Оркестровка музыкальных произведений –один из любимых видов деятельности детей, она побуждает внимательно вслушиваться в музыку и способствует дифференцировке восприятия. Дети озвучивают на детских музыкальных инструментах программные пьесы: «Скворцы и вороны» муз. Тиличеевой, «Марш деревянных солдатиков», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов» муз. Чайковского, «В пещере горного короля». Впоследствии дети с удовольствием подбирают музыкальные инструменты для озвучивания не только музыкальных пьес, но и сказок, стихов, музыкально-речевых игр.

Игры с карточками определенного цвета, соответствующими характеру музыки, а также рисование характера музыки (в старшем дошкольном возрасте) - еще одно из любимейших занятий дошкольников. Выполняя его, дети используют средства выразительности, соответствующие характеру музыки. Например, рисуя Фею Музыки, дети применяют нежные, светлые тона: розовый, желтый, голубой. При передаче образа Гнома в музыке Э. Грига дети используют темные густые тона: коричневый, темно-синий, черный.

В певческой деятельности дети выполняют следующие задания: «Поздоровайся, как зайчик, мишка, лисичка, …», «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где бывал?», «Миша, ты где?» «Допой песенку до конца», «Спой песенку ветра», « Песенка лисички, мишки, Дед Мороза, Снегурочки, Бабы Яги…». Такие задания на развитие песенного творчества развивают творческие способностей детей, учат умению передавать интонации героев, используя при этом соответствующую мимику, жесты.

В развитии театральной культуры немаловажное значение имеет правильная артикуляция, четкая дикция. Поэтому в работе можно использовать упражнения на автоматизацию звуков: «Накачай колеса», «Порычи, как медведь, «Пошипи, как змейка»; скороговорки, проговаривание текста шепотом в ритме песни и т.п.

Выразительное исполнение и инсценирование песен: «Зайка» рус. нар. мелодия, обр. Красева, «Шел веселый Дед Мороз» муз. Вересокиной, «Про лягушек и комара» муз. Филиппенко, «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот» рус. нар. песни и др. способствует получению первых представлений о певческой культуре, о вокальной музыке, о певческих жанрах. Выразительное пение помогает переживать содержание музыки, настроения, чувства, переданного в ней; формируется эмоционально-оценочное отношение к музыке, закладываются основы эстетического сознания ребенка.

В музыкально-ритмических движениях дети младшего дошкольного возраста передают, как летят птички и кружатся снежинки, листочки; как скачет лошадка, зайчик, веселый петрушка, как бежит лисичка; танцует мишка.

Для старших дошкольников задания усложняются, нужно придумать движения для хороводов, композиции танцев, передать взаимодействие нескольких персонажей: «Танец Вьюги и снежинок», «Гномы», «Богатырская сила» и пр. Свободные танцы и пляски представляют большой простор для творчества.

В игре на музыкальных инструментах можно предложить детям задания: сочинить колыбельную для куклы, пляску медведя, слона, озвучить пьесу, песню, стих.

Наиболее эффективный результат в работе даёт полихудожественное уподобление, т.е. объединение различных видов искусства, где задания приобретают проблемный характер. Одним из разновидностей такого уподобления является музыкально-театрализованная деятельность. Она занимает одно из центральных мест в развитии театральной культуры детей. Начиная с младшей группы, для детей организуются несложные музыкальные спектакли силами взрослых и старших дошкольников: кукольные- «Осень в лесу», «Репка», «Похищение Снегурочки», « Как колобок домой спешил», музыкальные игры-сказки «Теремок на новый лад», «Яблонька и др.

В старшем возрасте задачи усложняются, и театральные постановки становятся более яркими, оригинальными, насыщенными. Дети участвуют в постановке детских опер, водевилей, балетов, театрализованных игр-сказок: «Сказка о непослушном голоске», «Кошкин дом», «Волшебный веер Феи Музыки», «Лебединое озеро», «Маша и Медведь», «Щелкунчик» и др.

В процессе проводимой работы можно заметить, что у детей значительно возрастает интерес к музыкально-театральной деятельности, расширяется кругозор, улучшается речь. Дети становятся более артистичными, раскрепощенными, и с удовольствием участвуют в спектаклях, выступают на праздниках и развлечениях.

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы