Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Безопасность / Здравоохранение / Предупреждение детского травматизма на физкультурных занятиях

Предупреждение детского травматизма на физкультурных занятиях

19 ноября 2019

Здравоохранение

Предупреждение детского травматизма на физкультурных занятиях

              Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
              Для успешного решения этих задач  важное значение имеет создание педагогически продуманных условий.

Недостаточность внимания к созданию этих условий может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы.

             Так как проблема детского травматизма является сейчас наиболее актуальной, хочу рассказать об опыте работы по предупреждению детского травматизма на занятиях физической культурой в нашем детском саду.

             Для занятий физической культурой и проведения спортивных праздников   у нас есть спортивный зал и спортивная площадка, отвечающие всем требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование - исправно, безопасно и соответствует возрастным показателям воспитанников. Но нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога не допускается, вход и выход из спортивного зала осуществляется организованно.

             Дети занимаются в спортивной форме - в футболке, шортах (удобной, легкой, чистой и безопасной, не стесняющей движения). Используемая обувь для занятий физической культурой – чешки. В конце недели родители забирают спортивную форму домой, и возвращают в понедельник чистый комплект.
 

Обеспечение безопасности на занятиях по физической культуре стараюсь достигать:

- поддержанием дисциплины в процессе занятия;

- правильной организацией и методикой проведения занятия;

- разъяснительной беседой о мерах предупреждения травматизма;

- проверкой готовности места проведения занятия, исправности оборудования и инвентаря;

- обеспечением страховки и оказанием помощи при выполнении упражнений;

- контролем за соблюдением правил и условий проведения состязаний, спортивных мероприятий;

- учетом соответствия состояния здоровья и физической подготовленности детей содержанию занятия;

- постоянным наблюдением за внешними признаками утомления.

Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, стараюсь обеспечить правильный показ движения, слежу за тем, чтобы дети самовольно не использовали оборудование и тренажеры.

По ходу занятия выбираю место так, чтобы в поле зрения находились все дети.

При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) слежу за достаточным интервалом и дистанцией между детьми, за сохранением правильной позы и осанки детей во время выполнения упражнения.

 

Стараюсь обучить детей владения навыками:

-  выполнения упражнений по команде;

- собранности и осмотрительности при выполнении заданий;

-  соблюдения правил соревнований;

- безопасного падения;

        На занятиях физкультурой с детьми дошкольного возраста нужно помнить, что у детей неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность, что приводит к падениям, которые могут закончиться травмами. Это, безусловно, связано с отсутствием навыков безопасного падения. Безопасно падать ребенка нужно учить. Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия непростая задача. Детям можно преподнести элементы безопасного падения в игровой форме на мягком покрытии. Важно помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются на всю жизнь, предохраняя человека от травм.

                                                  

                            

                                    Азбука безопасного падения

         При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.

        Падение вперед на руки — руки вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно, верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избегать повреждения коленных суставов.

       Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов.

При падении вниз при прыжке ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением на бок или вперед на руки.

     При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом; через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.

 

 

        Предупреждению детского травматизма также способствует систематическое наблюдение медицинской сестры над проведением физкультурных занятий, которое позволяет контролировать нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания и своевременное получение сведений о хронических заболеваниях и травмах, освобождающих их от занятий полностью либо частично.
      Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.  

      Проводя работу с родителями, стараюсь помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Считаю важным убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Чтобы они задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

      И подводя итог всему выше сказанному, хочу сказать, что по статистике уровень здоровья дошкольников и так достаточно низкий, поэтому нам нужно стараться не допускать травматизма детей. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без нашей помощи беречь и укреплять свое здоровье. 

 

 



Наверх страницы