Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Дистанционное обучение / Задания для будущих первоклассников

Задания для будущих первоклассников

23 апреля 2020

Дистанционное обучение

Учим ребёнка действовать по правилу

Игра «да» и «нет» не говори!

Правила: Сейчас мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить («да» и «нет»). Теперь будь очень внимателен, я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

         Очень часто дети нарушают правило и говорят запрещённые слова «да» и «нет» или вообще молчат, не зная как сформулировать ответ. В этом случае помогите им, дав образец ответов на первые вопросы: «Ты любишь мороженое? - Я люблю мороженое», «Заяц бегает медленно? - Заяц бегает быстро?». Вопросы можно придумывать разные, особенно дети любят смешные вопросы. Например:

Мяч сделан из резины?

Мухомор можно есть?

Снег фиолетового цвета?

Лиса рыжего цвета?

Ворона меньше воробья?

Лягушка кукарекает?

Голуби умеют плавать?

У часов одна стрелка?

Медведи бывают белыми?

У коровы две ноги?

При этом игра развивает как кругозор, так и необходимое в школе произвольное поведение.

 

Развиваем память

«Каждой вещи - своё место»

Цель: развитие долгосрочной памяти.

Материал: вещи, покупки.

  • Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.
  • Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве дрова? А если сказать быстро?

 

 «Повторяй-ка»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

Материалкарандаш, бумага.

  • Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.
  • Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.
  • Усложняем: постройте дом из кубиков: основание - куб, стены - кубики разного цвета, призма - крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.

 

«Узор из пуговиц»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материалпуговицы, счетные палочки.

  • Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.
  • Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.
  • Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.

 

 

 

«Узелки на память»

  • Как играем: после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов всегда проводите беседу. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил.
  • Закрепляем: спросите ребенка, о чем, например, вчера читали книгу.
  • Усложняем: увеличивайте время после просмотра фильма, вспоминая его, например, на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять ребенка, в дороге, в очереди.

 

«Помнишь ли ты?»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

 

«Я знаю...»

Цель: развитие  памяти, внимания, моторики.

Предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков...» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

 

 «Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее по кругу.

 

 

«Вспомни слово»

Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:

окно – цветок, лыжи – снег, чашка – молоко, книга – учитель, нога – палец,  дорога  – машина и т. д.

После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

 

 

Развиваем познавательный интерес и мыслительные процессы

 

       Природа удивительно мудро все расставила по своим местам; ученые нашли, доказали, обосновали; в школе учителя нам показали и рассказали… 

      А мы все равно не перестаем удивляться: почему тяжелые корабли не тонут и как огромным самолетам удается отрываться от земли; как получается, что белый луч, преломляясь через капельку дождя, «превращается» в семицветную радугу и земное притяжение заставит яблоко упасть, как бы высоко мы его не подкидывали. Мир полон тайн и загадок. И чтобы за время долгой самоизоляции наши дети не заскучали - мы предлагаем  вам вместе с ними провести занимательные опыты!

      Несколько важных советов:

1)  проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2)   нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. Например, расскажите ребенку, что на самом деле большинство фокусов великого фокусника Дэвид Копперфильда основано на законах физики;

3) объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4)  не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5)   не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6)   там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7)  предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8)   и самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться.  Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

 

      Вам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

     Что происходит: вода является хорошим растворителем. Частички воды проникают в сахар и распространяются среди его частичек, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же частицы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. 

НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА

     Многие дети любят фильмы про шпионов, с удовольствием играют в разведчиков. И вероятно многие из ребят захотят научиться делать секретные послания  - а потом обмениваться  ими  втайне от всех.

     Вам понадобятся: лимон, блюдце, лист белой бумаги, тонкая кисточка.

     Разрежьте лимон напополам. И сильно нажав на него, постарайтесь выжать немного сока в блюдце. Окуная кисточку в сок, пишем тайное послание. Когда сок высохнет, письмо почти исчезнет. Для того чтобы узнать тайну, написанную на этом листе, надо прогладить бумагу горячим утюгом.  От тепла бесцветные буквы станут коричневыми.

Из чего еще можно сделать невидимые чернила: яблочный сок; насыщенный раствор обыкновенной  питьевой соды; сок лука.

     Это интересно. Первый китайский император Цинь Шихуанди, во вре­мя правления которого появилась Великая Китайская стена, был очень подозрительным человеком. Он переезжал из одного дворца в другой, никогда не спал в одной комнате две ночи подряд, и, конечно же, использовал тайнопись. Свои послания он писал густым рисовым отваром, который после вы­сыхания написанных иероглифов не оставляет никаких видимых сле­дов. Если такое письмо слегка смочить слабым спиртовым раствором йода, то появляются синие буквы. А император для проявления письма пользовался бурым отваром морских водорослей, содержавшим йод.

     А вот члены российской тайной организации «Черный передел» тоже ис­пользовали в переписке невидимые чернила. Тайные письма были напи­саны разбавленным водным раствором медного купороса (сейчас медный купорос используют как удобрение). Проявлялся такой текст, если бумагу держали над пузырьком с нашатырным спиртом — водным раствором аммиака. Буквы окрашиваются в ярко-синий цвет из-за образования аммиачного комплекса состава.    

 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛЬДА

     Мы все знаем, что вода, замерзая, превращается в лед, но редко задумываемся –  какими удивительными свойствами обладает самый обыкновенный  лед.  С помощью простых, но очень показательных опытов вы сможете  рассказать детям об этом.

    Вам понадобится: четыре пластиковых стаканчика, фломастер, соль, четыре миски и кусочек меха.

    Налейте одинаковое количество воды в каждый стаканчик и сделайте на одном из них отметку уровня воды фломастером. Поставьте стаканчики в морозилку на ночь. Утром посмотрите, изменился ли уровень воды, когда она превратилась в лед?

    Теперь предложите ребенку отгадать, где лед растает быстрее: в миске с горячей водой; с холодной водой;  в пустой миске или в миске, которая укутана мехом (можно обернуть обыкновенной ватой). Проведите вместе эксперимент. Заметьте по часам, за какое время растаял лед. Вы увидите, что лед «в шубе» будет таять медленнее, чем  в пустой миске.

    Обратите внимание ребенка, что в миске с водой лед не утонул. Хотя большая часть находится под водой, лед хорошо плавает. Объясните, что именно поэтому так опасны айсберги - ведь над поверхностью воды видна лишь его верхушка, а около 80% объема ледяной глыбы спрятано под водой. Кстати здесь будет уместно рассказать  о драматической судьбе «Титаника».

 

А знаете как «помочь» растаять льду?

Посыпьте его солью!

    Что происходит: вода обладает удивительным свойством: в отличие от других материалов при понижении температуры (после 4 °С) она расширяется! Поэтому наш лед займет в стаканчике больше места, чем  та вода, из которой он сделан. Если бутылку с водой положить в морозилку, она вскоре расколется.   Происходит это оттого, что вода, замерзая, увеличивается в объеме  примерно на десятую долю. Удивите ребенка, рассказав, что под напором  раздающегося во все стороны льда трескается даже крепкий камень и разрывается металл! Неудивительно, что зимой так часто лопаются водопроводные трубы, когда в них замерзает вода.

    Вода лучше проводит тепло, чем воздух, именно поэтому лед в пустой миске тает медленнее, чем в миске с водой. Мех не греет, а наоборот препятствует проникновению тепла из воздуха. И наоборот, зимой  «шуба» может  спасти воду от мороза. Поэтому, чтобы водопроводные трубы не лопались в стужу, их надо отеплять, т.е. окутывать чем-нибудь, например, войлоком.

    Еще одна аномалия: плотность льда меньше плотности воды. Благодаря этому лед плавает, а вода в реках зимой не вымерзает до дна. Если бы при затвердевании вода сжималась — как почти все другие вещества, то лед, образовавшись в воде, не плавал бы на ее поверхности, а тонул бы. И тогда мы лишились бы тех замечательных развлечений, которые доставляет нам каждый год зима.

Соленый лед тает быстрее, т.к. температура его таяния ниже, чем у несоленого льда.

 

   ВЫРАСТИТЬ ДРАГОЦЕННОСТЬ

Почти все в детстве испытывали восторг от зрелища кристаллов, выращенных своими руками (или руками учителя химии). А ведь сделать это дома, вместе с ребенком – очень просто. Попробуйте создать сверкающие «драгоценности» белого или синего цвета.

Белый кристалл

Вам понадобятся: соль, стеклянная банка,  толстые нитки, карандаш.

В очень горячую, но не кипящую воду потихоньку насыпайте соль и хорошо ее размешайте. Ваша задача - сделать очень концентрированный раствор,  поэтому  соль надо добавлять до тех пор, пока она уже не перестанет  растворяться. К карандашу привяжите нитку и опустите ее в воду таким образом, чтобы она не касалась ни дна, ни стенок сосуда (карандаш выполняет роль перемычки и лежит на банке). Очень скоро на нитке образуются маленькие кристаллики соли. С каждым днем они будут расти, и увеличиваться в размерах. И через некоторое время у вас будет замечательное «ожерелье».

                      Синий кристалл

       А если взять вместо соли медный купорос (он продается в садоводческих магазинах в качестве удобрения), можно вырастить одиночный кристалл великолепного синего цвета. Как и в первом случае делаем перенасыщенный раствор и опускаем в него нитку.  Когда на ней появятся кристаллики, выньте нитку из раствора и отломите наиболее крупный и ровный кристалл. Привяжите его на новую нитку и погрузите его в раствор так, чтобы он находился по центру сосуда. Одиночный кристалл растет долго, зато результат получается потрясающе красивый.

      Не забывайте доливать раствор, ведь жидкость будет потихоньку испаряться. Для этого приготовьте в другой банке такой же раствор и дайте ему день отстояться. После этого долейте необходимое количество жидкости в наш сосуд. Если все было правильно сделано, приблизительно через месяц Вы получите великолепный ярко синий кристалл, похожий на драгоценный камень.

     Что происходит: В горячей воде растворимость соли или медного купороса увеличивается. А при остывании избыток вещества выделяется из раствора и оседает на центре кристаллизации, которым в первом случае является наша нить, а во втором - маленький кристаллик.

 

Развиваем внимание и логическое мышление

 

Догадайся, какую фигуру нужно нарисовать в пустой клеточке (см. фото)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Наверх страницы