Консультация для воспитателей
14 ноября 2018
Физическая культура как средство развития коммуникационных умений дошкольников.
Консультация.
Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с людьми рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. А самые тяжелые переживания в основном связаны с одиночеством, отверженностью или непониманием тебя другими людьми. Наиболее же радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются именно близостью и связанностью с другими.
Общение – одно из главных условий для жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Для того, чтобы процесс общения был более эффективным, его участники должны обладать определенным набором коммуникативных умений, составляющих «коммуникативное ядро» личности.
Коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию и принять ее с нужным смыслом, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто–либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Формирование коммуникативных умений у детей происходит как под прямым воздействием педагога, так и опосредованно, через его собственную деятельность.
Эффективно формировать коммуникативные умения у дошкольников позволяют наряду с другими занятия физической культурой. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению опыта, формируют нравственное поведение ребенка. А всем известно, что основой всех нравственных взаимоотношении являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка пе¬ред необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.
Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках. В двигательной деятельности у детей складываются все более сложные формы общения с другими детьми и взрослыми. У них появляются устойчивые интересы к достижению не только личного, но и коллективного результата физического упражнения, подвижной игры. Это стимулирует развитие их моральных и волевых качеств, формирование навыков самоорганизации.
Широкие возможности для воспитания культуры общения дают подвижные игры. Подвижная игра – собирательное понятие. Оно охватывает представление о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях. Необходимо помнить, что игра для дошкольников тогда становится потребностью, когда в ней отражается близкая ребенку действительность. Каждая подвижная игра должна способствовать не только совершенствованию определенных движений, но и воспитанию личностных качеств дошкольника. Однако нам необходимо учитывать, что, притязая на интересную или главную роль в игре, на победу в соревновательной игре с правилами, ребенок при неуспехе может пережить острое чувство зависти и ненависти. Оно вызывается стремлением быть успешнее, чем другие. Притязающему ребенку становится сложно сопереживать успешному – он сам хочет быть успешным. В то же время успешный, радуясь своей победе, может испытывать не просто радость, но и переживать злорадство – злобную радость из–за неуспеха другого.
Общение в разных жизненных коллизиях тяжело дается ребенку – ведь он так неопытен в общении. Здесь особенно нужна педагогическая бдительность. Именно соревновательные ситуации вызывают зависть и недоброжелательность неуспешных и злорадство, пренебрежение, хвастовство успешных. При проведении соревнований следует помнить, что дети еще слабы морально. Только взрослый, прежде всего воспитатель, может помочь детям, обучая их сопереживанию и сорадости. Приучение детей к вежливости, тактичности, внимательному отношению к товарищам, взрослым подкрепляется наличием существующих правил в подвижных играх, в парных упражнениях, в коллективных действиях.
Подводя итог выше сказанного и анализируя опыт нашей работы можно сказать, что используя разнообразные формы физкультурно–оздоровительной работы в режиме дня, формы активного отдыха, самостоятельную двигательную активность мы способствуем установлению контакта ребенка с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми, побуждаем детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям, формируем умения, необходимые для доброжелательного отношения друг к другу, воспитываем вежливость в общении, манере поведения.
Подготовила и провела инструктор по физической культуре Киселева Н.А.
Свежие публикации данной категории
17 сентября Современные педагогические технологии по физическому развитию
4 сентября Профилактика ОРВИ
12 июля Ромашковый венок
10 июля Игровой баттл
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты