Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

5 законов психологии

26 декабря 2024

Методический кабинет

Психолого-педагогический тренинг для педагогов с элементами телесно ориентированной психотерапии «5 законов психологии».

Участники: педагоги детского сада.

Цель: повышение психологических знаний педагогов в социально-личностной сфере и обучение педагогов приёмам  телесно - ориентированной терапии в работе с детьми.

Задачи:

         1. познакомить педагогов с некоторыми психологическими законами;

2. провести оценку скрытых, неосознаваемых психологических составляющих ( чувства, потребности) через проективную методику « Волшебная страна чувств»;

3. снять психологическое напряжение у педагогов;

4.показать примеры телесно ориентированных упражнений и техник, которые  можно использовать в работе с детьми;

Материалы: презентация, цветные карандаши, музыкальная игра «Хвост Бабы-яги», пластиковые шарики для игрового массажа, раздаточный материал: бланк для проективной методики «Волшебная страна чувств», небольшие листочки с изображением букы (каждая буква налфавита на отдельном листочке)

Продолжительность: 40 минут.

Ход тренинга:

Дорогие друзья, я очень рада видеть вас на нашей встрече «5 законов психологии». Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с некоторыми законами психологии и потренироваться использовать элементы телесно ориентированной психотерапии в работе с детьми. Итак, всё в нашей жизни подчинено определённым законам: законам природы, правовым законам…В психологии тоже есть свои законы, руководствуясь которыми, можно избежать многих ошибок в выстраивании отношений с окружающими людьми.

1 закон: Люди живут в резонансе.

Каждый из нас с вами  представляет   личность с  набором качеств, притязаний, привычек, особенностей, которые определяют наше поведение. Мы взаимодействуем с разными людьми, но с одними легко быть вместе, легко находить общие интересы и темы для разговоров, с другими общаться сложно. Всё потому, что мы выстраиваем отношения, благодаря резонансу. Слово резонанс произошло от латинского слова resono – откликаюсь и обозначает «ответное звучание». Таким образом, ответное звучание других людей зависит от нас самих. Если вы светлый позитивный человек, то откликаться вам будут люди, ищущие этого позитива. Если вы проявляете незрелые, детские способы поведения (нежелание брать на себя ответственность, стремление к зависимости, избегание всеми способами конфликтов), то вам откликнутся люди с авторитарным  типом поведения, жаждущие власти, контроля над другими, беспрекословного подчинения. Можно приводить ещё много примеров, но думаю, суть ясна. Если вас что-то беспокоит во взаимоотношениях с близкими или коллегами, то это повод обратить внимание на себя, попробовать изменить своё типичное поведение. Поступить непривычно. Как только изменится ваша  социальная роль- изменится и окружение. Тему резонанса предлагаю закрепить в упражнении «Хвост Бабы Яги».

Упражнение 1. Музыкальная игра «Хвост Бабы-яги» (аудиозапись) Цель: создание  положительного  эмоционального фона, развитие  коммуникации и эмпатии.

Педагоги встают вкруг. Психолог в центре круга  выполняет роль Бабы Яги,  проговаривает под музыку  речёвку и предлагает одному из педагогов  стать «хвостом».  Педагог соглашается и встаёт вперёд, а психолог цепляется паровозиком сзади, т.к. Баба Яга у нас летает хвостом вперёд. Теперь «хвост» проговаривает речёвку и предлагает присоединиться следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побудут «хвостом»

2 закон: «Золотое нет».  Вы замечали, что малыши совершенно спокойно говорят «нет», когда им что-то не нравится или не хочется? «Нет, я не хочу есть капусту. Нет, я не дам сейчас тебе свою игрушку»… Но становясь старше, мы всё чаще говорим «да» событиям, в которых не хотим принимать участия; соглашаемся взаимодействовать с людьми, которые нам неприятны; делаем одолжения, от которых потом сами страдаем. Как же так получается, что многие из нас не могут отказать? Неспособность говорить «нет» привязана к стремлению получить одобрение со стороны окружающих, желанию угодить или завладеть хорошим расположением людей. Речь конечно же не идёт о здоровой помощи окружающим, а о проблеме тотального соглашения со всем, даже в ущерб себе. Дело в том, что если долго наступать себе на горло, будет расти не только недовольство собой, но и людьми, ради которых вы это делаете. Как результат – стресс, вплоть до панических атак и депрессии, а также агрессивное поведение по отношению к людям.  При этом умение говорить «нет» делает ваше «да» более значимым для окружающих, люди начинают вас больше ценить и уважительно относиться к вашему времени. Как же научиться говорить «нет»? Только тренировкой. Начинайте практиковать навык отказа с малого: откажите консультанту в магазине, предлагающему ненужный вам товар, например. Прислушивайтесь к своим желаниям, чувствам и потребностям, устанавливайте свои границы.

Упражнение 2. Проективная методика: «Волшебная страна чувств»

Педагог-психолог:

Раскрасьте домики на карте страны в красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный цвета. Затем заселите их «жителями»: это радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, разочарование, интерес. Домики с жителями – это подсказки. Ориентируйтесь на них и раскрасьте карту–силуэт человека. Какие чувства в какой части тела находятся, как вы думаете?

Участники выполняют задание. Затем педагог-психолог помогает им интерпретировать результаты.

Педагог-психолог:

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Получается, что в разных частях тела живут разные чувства, и каждое по- своему окрашивает жизнь. Давайте посмотрим какая часть тела за какие чувства отвечает.

  • голова и шея (символизируют ментальную деятельность, мышление);
  • туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
  • руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
  • тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
  • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Мы с вами немного разобрались в своих чувствах и переходим к следующему закону.

3 закон: Усилия не всегда гарантируют хороший результат.

У нас в голове записано, что надо очень-очень долго стараться, и тогда будет гарантирован чудесный результат. К сожалению, это не так.  Результат часто зависит от  таланта, лёгкости, харизмы, радости и, конечно, внешних  обстоятельств.  Есть хорошее выражение «Делай что можешь, и будь что будет». Работайте добросовестно, и тогда, даже если не получите ожидаемого результата, вы получите результат внутреннего развития и опыта, а ваши старания обязательно оценят близкие.

Упражнение 3. «Апплодисменты»

Разведите руки в стороны, у кого дома есть домашнее животное. 

Закиньте руки за голову, кто по утрам любит поспать. 

Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом. 

Закройте руками глаза, кому не хочется брать работу домой. 

Наклонитесь вправо, кто любит читать книги. 

Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета. 

Опустите голову вниз, кто любит конфеты. 

Похлопайте в ладоши те, у кого хорошее настроение.

4 закон: Вы сами выбираете реакцию на события. Обычно люди сразу же возмущаются, что это неправда, аргументируя тем, что в данном конкретном событии невозможно было поступить иначе, реакция могла быть только такой. Например, есть событие: муж сказал вам  обидные слова. Есть ваша реакция:  вы возмущены, громко доказываете  свою правоту, размахивая руками. Вы уверены, что по-другому невозможно было отреагировать. Давайте немного изменим условие: событие то же - муж сказал вам  обидные слова. Вы уже приготовились выдать привычную реакцию, описанную выше, но вспоминаете, что в соседней комнате находится приехавшая в гости свекровь. Ваша реакция останется прежней?   Очень часто мы действуем по  привычке и не хотим изменять привычное поведение. Таким образом, выстраиваем свою жизнь в соответствии с привычными реакциями. Надо осознать: событие произошло, но событие не имеет оценки. Я даю оценку этому событию и буду поступать исходя не из события, а из моей оценки данному событию. А дальше решаем, какую реакцию выбрать.

Упражнение 4. Игровой массаж цветными пластиковыми шариками: «Маляр»

Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.

Описание упражнения: Участники садятся по кругу друг за другом и под стихотворение делают массаж шариками  впереди сидящему участнику.

Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!

(ритмично водим шариками по спине вверх, вниз)

Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!

(ритмично водим шариками по спине вправо, влево)

Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!

(слегка стучим по спине шариками)

Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!

(делаем круговые движения шариками по спине)

5 закон: Закон оптимизма. Вспоминаем, что событие не имеет оценки. Мы даём оценку событиям. В каком мире мы хотим жить? В мрачном и печальном или радостном и оптимистичном? Для создания прекрасного мира вокруг себя  и внутри себя нужно научиться   фокусироваться на положительных моментах. Например, когда идёте по улице, считайте улыбающихся прохожих. Или используйте технику  «Письмо  подруге»: напишите письмо воображаемой подруге с приглашением приехать в гости, потому что у вас ….- перечисляем плюсы (вы печёте самые вкусные пироги, в вашем городе открыли потрясающий музей…). Пишите так, чтобы вашей подруге непременно захотелось вас посетить. Так постепенно вы научитесь видеть положительные моменты во всём происходящем, а отрицательные события  уйдут на второй план.

Рефлексия «Азбука тренинга»: Вытяните листочек с буквой алфавита и напишите на эту букву свою ассоциацию с нашим тренингом. Благодарю всех за работу!



Свежие публикации данной категории

Наверх страницы