Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Современные педагогические технологии по физическому развитию

Современные педагогические технологии по физическому развитию

17 сентября

Методический кабинет

Современные педагогические технологии в образовательном процессе по физическому развитию.

Консультация.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас, педагогов постоянного повышения эффективности образовательной деятельности, поиска принципиально новых подходов к осуществлению образовательного процесса, в том числе и в области физического развития.                                                                                                   

В связи с этим возникает необходимость создания действенной системы физического воспитания, которая напрямую бы влияла на укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков физического развития, профилактику заболеваний, увеличению двигательной деятельности и в целом формированию гармонично-развитой личности.                                                      

Одним из средств решения поставленной задачи является применение физкультурно-оздоровительных технологий, внедрение современных инноваций в образовательный процесс.                                                          

Современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области современных педагогических технологий и успешно применять их в своей работе, в чем и заключается актуальность темы моего выступления.                                      

 В своей педагогической практике использую различные технологии, обеспечивающие активизацию не только физических, но творческих способностей воспитанников. Остановлюсь на тех, которые используются комплексно, в системе моей работы и педагогов нашего учреждения.   Важное место отводится здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использования полученных знаний в повседневной жизни.  Это самые значимые из всех технологий, по степени влияния на здоровье воспитанников, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации:                                                                                                

 -медико-профилактические технологии: мониторинг здоровья дошкольников, контроль за питанием, профилактические мероприятия;                                                                       

 -технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, народные подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая;                                         

-технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж;                                                                                  

-коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, фонетическая и логопедическая ритмика.                                  Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей также не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычное занятие интересным и увлекательным. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия. Игровая деятельность дает возможность повысить интерес к занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Мы используем несколько игровых технологий: игровая фитбол-гимнастика,  игротанцевальная гимнастика, музыкально-подвижные игры,  игры-путешествия, спортивные  и подвижные игры.                                                                                       

Цель следующей технологии, которую хочу представить вашему вниманию - стимулировать максимальное проявление двигательных способностей. Практически на каждом физкультурном занятии и досуге применяются элементы соревновательной технологии, что способствует повышению эмоциональной направленности занятия, увеличению интереса к нему, совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств. Дети охотно участвуют в эстафетах и спортивных соревнованиях между группами, активно болеют за свои команды.                                             

Применение технологии личностно-ориентированного обучения очень важно для воспитанников, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин низкого диагностического показателя по физической культуре, а воспитанникам с высоким уровнем не интересно на занятиях, рассчитанных на средний показатель. Плохо физически развитые дети боятся насмешек, замыкаются. Хорошо физически развитые могут потерять желание заниматься, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Здесь помогут элементы технологии уровневой дифференциации:                                  

- на занятии давать задания с учетом уровня подготовки, развития, особенностей здоровья воспитанников;                                                                                   

 - при оценивании учитывать не только достигнутый результат, но и динамику изменений физической подготовленности;                                         - для детей с особенностями здоровья и физического развития дается отдельное задание;                                                                                         -для детей, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны менее динамическая деятельность;                                                     -воспитанники с высоким уровнем физического развития успешно участвуют в городских соревнованиях;                                                                                             

-при оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение.                                                                                 

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Компьютер дома, на работе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на занятиях физической культуры? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Моя задача и задача любого педагога выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач и на занятиях физкультуры. ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику, повышают интерес к спортивным мероприятиям. Информационно- коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.  С помощью презентации, видеоролика можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события.                                                                                     

Проектная технология на занятиях по физической культуре позволяет строить обучение на активной основе. Это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которая была представлена в проекте, а именно совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств, развитие осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни и другие. Можно реализовывать такие проекты, как: «Витамин здоровья», «В здоровом теле — здоровый дух», «Игры нашего двора» и другие.                                                                                                                           

Внедрение технологии детского экспериментирования в практику детских дошкольных учреждений объединяет все образовательные области в единую систему и на сегодняшний день является одним из эффективных методов познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и отвечающим современным задачам обучения. В процессе организации экспериментальной деятельности нам необходимо поставить перед детьми проблему, учить выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.                                                           

В образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить следующие эксперименты:

– измерение расстояния большими и маленькими шагами;                                                    

 – сравнение упругости мячей при ударе об пол;                                                                          

 – определение сложности преодоления препятствия в зависимости от его ширины и высоты и т. д.                                                                            Такая работа дает возможность осознать, что физкультурные занятия развивают не только физически, но и интеллектуально.                                  Некоторые дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем. Решением является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Горизонтальный пластический балет. Методика этой технологии заключается в том, что все упражнения выполняются в горизонтальных позах. (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Относительно медленный, плавный стиль движений под музыку с проговариванием четверостиший, скороговорок, распевок -это новая, эффективная система коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей.                                                         

И в заключении, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных современных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное умственное и физическое развитие, на повышение интереса к физкультуре и спорту, развитие творческого потенциала.

 

                                                       Подготовила инструктор по физическому развитию Киселева Н.А.

 

 

 


Свежие публикации данной категории

Наверх страницы