Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Воспитание свободы и ответственности в детском саду и семье

Воспитание свободы и ответственности в детском саду и семье

13 ноября 2018

Методический кабинет

Воспитание свободы и ответственности в детском саду и семье.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

 

               Актуальность воспитания свободы и ответственности обусловлена социокультурными процессами в современном российском обществе, кризисный характер которого связан с утерей людьми многих качеств, обеспечивающих инновационное развитие страны. Такими качествами являются: креативность, гражданственность, нравственность и многие другие. С античных времён философы увлечены идеей свободы, поэтому проблема свободы и ответственности актуальна в любой стране мира и сегодня, что делает ее приоритетной, а поиск решения – первостепенно важной задачей.

              Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, у нас первооткрыватель этого направления — Л.Н. Толстой. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. То есть по сути это некая манипуляторная тактика, закамуфлированная под оболочку непринуждения.

               Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя — следовать и развивать ребенка».

               Идеи Л.Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К.Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других. 

               В советский период обрела популярность педагогическая система В.А. Сухомлинского — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.

              Многолетнее исследование психолога и педагога Н.М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным. Но какова сущность этого равенства? Почему, если все так радужно в теории свободного воспитания, психологи утверждают обратное: детям нужен взрослый человек –как опора, защита, пример, образец, к которому он стремится.

             Детство – это самый важный этап в развитии ребенка. В детстве мы все учимся жить, играя, общаясь со сверстниками, каждый день открывая новые грани человеческих взаимоотношений. И если уж вы хотите дать полную свободу своему ребенку, объясните ему, что такое «личное пространство» и как важно относиться к нему с уважением.

            Есть и еще один подводный камень, который кроется в пучинах этого метода. Снимая с ребенка все запреты, родители часто надеются на то, что они станут лучшими друзьями своим детям. Они не хотят быть вредными жадинами, от которых только и слышишь «Нельзя!». И на ранних этапах развития ребенка так и происходит: взрослые и дети вместе сходят с ума, не думая ни о чем. Но ребенок подрастает и масштабы его «свободолюбия» растут вместе с ним. А ведь это уже не малыш, который всегда рядом с мамой, а подросток, который хочет проводить время как можно подальше от нее. И родители теряют контроль. Потому что начинают осознавать, к каким последствиям может привести свободное поведение их ребенка, и им приходится вводить запреты и ограничения: гулять только во дворе (районе); домой не позже 22:00; компьютер не больше 2х часов в день и т.д. и т.п. А что происходит в этот момент с ребенком: он вообще не понимает, что происходит! Как его лучшие друзья превратились в таких зануд, почему ему больше нельзя думать и вести себя так, как раньше? Вся эта неразбериха ведет лишь к усугублению и без того тяжелого периода переходного возраста.

           Поэтому, вернемся к началу. Воспитайте в своем ребенке не только любовь к свободному изучению мира, но и уважительное отношение к нему. Разговаривая с ребенком, объясняя ему элементарные нормы с самого рождения, вы избавите себя от необходимости вводить запреты. Вместо слова «нельзя» можно и нужно говорить такие слова как : не стоит этого делать; я бы на твоем месте так не делал; это может быть опасно; давай я тебе покажу/расскажу, что будет, если...

          Правильное воспитание детей – воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители - правила воспитания.

         Таким образом, свобода в воспитании, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности.

          Одним из важнейших качеств выступает ответственность, которая формируется уже с дошкольного возраста. В то же время внутренний мир детей формируется в атмосфере доминирования материальных ценностей над общечеловеческими и духовными, искажения представлений о доброте, милосердии, ответственности. Этой проблемой занимались К.А. Абульханова-Славская, М.М.Бахтин, С.Ф. Одуев и др..

          Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Принимая решение поступить так или иначе, дошкольник выбирает между своими узкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественного окружения, между «должен» и «хочу». В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.

         Среди показателей ответственности выделяются: осознание ребенком необходимости и важности выполнения дежурств, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дежурит, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение дежурства.

         В дошкольном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности дошкольника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности.

         Вопросы воспитания ответственности детей как их нравственного качества с наибольшей остротой встают в наши дни. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились программы, ориентированные на духовно-нравственное воспитание детей, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. Тем не менее, необходимо отметить, что ни в новых комплексных программах, ни в одной парциальных проблема нравственности детей с позиции воспитания ответственности ребенка на основе культурных традиций, практически мало затрагивалось.

        Важнейшей задачей дошкольного учреждения и семьи является раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к родным и близким; терпение, трудолюбие, скромность, гостеприимство, ответственность за свои дела и поступки и многие другие. Особо следует подчеркнуть, что в решении этой проблемы огромная роль принадлежит нам – педагогам.

        Наше дошкольное учреждение тоже не оставило эту проблему без внимания. В этом году внесены изменения в основную образовательную программу в связи с внедрением парциальной программы по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир» в вариативную часть. Данная программа рассчитана на 2 года, поэтому занятия по данной программе начаты в старшей группе и проводятся в виде кружковых занятий.                       Воспитанию свободы и ответственности в нашем детском саду уделяется должное внимание. Эту работу воспитатели планируют в различных видах деятельности:

• Через конструирование мы познакомим воспитанников с правом на жилье и его неприкосновенность.

• Собирая наглядный материал, можно создать альбом «Права и обязанности», где будут собраны рисунки детей, иллюстрации к известным сказкам. Цель такой работы – помочь детям осознать, что нравственные нормы и представления о естественной справедливости как раз и составляют основу неотъемлемых естественных прав человека.

• беседы по ознакомлению с правами детей – это откровенные и задушевные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, которые побуждают их к оценочным суждениям своих поступков: «Я вел себя хорошо» или «Своим поступком я огорчил товарища».

• В сюжетно-ролевой игре «Семья» дети в своих действиях и репликах очень отчетливо отображают характер взаимоотношений в своих семьях.

• игры-беседы, направленные на закрепление правовых знаний детей.

              Наша задача – постараться уберечь детей от ошибок, подготовить к взрослой жизни, научить бороться с самыми страшными врагами – собственным равнодушием и безответственностью. И если мы вместе пойдем по этому пути, возможно, извечную проблему отцов и детей можно будет если и не избежать, то хотя бы конструктивно преодолеть.

 

Список литературы:

1. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.

2. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: «Академия», 2001. - 316 с.

3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979 г.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. Аргументы и факты, 1993. - 608 стр.

5. Афанасьев, А.Ф. Мысли о воспитании / А.Ф. Афанасьев // Антология педагогической мысли в России первой половине 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.

6. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. М… 1981.


Свежие публикации данной категории

Наверх страницы