Консультация для воспитателей
6 декабря 2018
Взаимодействие детского сада с семьей по социальному воспитанию
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от того в решающей степени зависит,
каким сегодня станет будущий малыш».
…Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. ( В.А. Сухомлинский).
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОО с семьёй является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Суть взаимодействия заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии скрытого в нём потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложатся на ребёнка. А некоторые родители просто самоустраняются от воспитания ребёнка. Давайте попробуем разобраться, как можно изменить такое положение? Как заинтересовать родителей помочь осознать важность единых подходов требований семьи и детского сада?
Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Старый афоризм гласит: « Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Основной задачей считаю в организации взаимодействия педагога с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьёй. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В последние годы активно начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и детского сада. Я назову преимущества новой системы взаимодействия с семьёй:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
-учёт индивидуальности каждого ребёнка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- открытость детского сада для семьи; - сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребёнка в семье и ДОО.
В настоящее время в соответствии с ФГОС в рамках ДОУ и семьи мы начали активно использовать инновационные формы и методы с семьёй. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребёнка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого лучшего для своего малыша, но к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Мы поставили задачу - заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад- семья». Решая эту задачу, мы ищем новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Стараемся заменять родительские собрания новыми нестандартными познавательными формами, в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон. Эти формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными приёмами и методами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит нас перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Родители лучше узнают своего ребёнка. Поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В своей работе используем пилотный проект программы «Моя семья». Пользуемся в своей работе рекомендациями Арнаутовой Е.П. по использованию в работе с родителями метода игрового моделирования поведения.
Подготовила воспитатель старшей группы Волкова Н. А.
Свежие публикации данной категории
17 сентября Современные педагогические технологии по физическому развитию
4 сентября Профилактика ОРВИ
12 июля Ромашковый венок
10 июля Игровой баттл
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты