Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Открытое занятие Филиппченковой В. В.

Открытое занятие Филиппченковой В. В.

13 марта 2019

Методический кабинет

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «А» по лексической теме: «Зима».

Тема: «Развитие речи детей по лексической теме: «Зима».

Цель: совершенствовать речевое развитие детей, способствовать формированию речевой активности детей.

Задачи.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; совершенствовать навыки словообразования, упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать упражнять в умении отвечать на вопросы, пересказывать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу, создавать нерифмованные стихи.

Развивающие: развивать связную речь, координацию движений с речью, умение выражать настроение с помощью мимики и жестов, умение оперировать единицами языка: звук, слог, слово, предложение.

Воспитательные: воспитывать умение слушать рассказ товарищей, воспитывать навыки сотрудничества, вызывать у детей чувство радости.

Активизация словаря: морозная, сказочная, волшебная, снежная.

Обогащение словаря: запорошила.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных изменениях в природе, чтение  и заучивание стихов о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, загадывание загадок, наблюдение на прогулке.

Методы и приёмы:

- наглядные :  демонстрация слайдов, мнемотаблица для пересказа, схема для синквейна.

-словесные : эмоциональный настрой, чтение стихов, загадок, объяснение, вопросы, уточнение, обращение к опыту детей, указания, проговаривание, повторение, педагогическая оценка, поощрение.

- игровые: дидактические игры, словесные игры, мнемотаблица.

- практические: моделирование в группах «Собери картинку», упражнение в практических действиях.

Здоровьесберегающие технологии.

1.Массаж в парах.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Дыхательная гимнастика.

4.Элементы пальчиковой гимнастики.

5.Офтальмопауза.

6.Логоритмическая гимнастика.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, конверт со снежинками, снежок, разрезные картинки, мнемотаблица, схема для синквейна, два круга для игры «Хорошо - плохо»,  снежинки.

Ход НОД.

Дети входят в зал.

Воспитатель. Поздоровайтесь с гостями,

                          Улыбнитесь всем вокруг.

                          И скорей вставайте в круг.

С добрым утром, глазки!  (Поглаживаем веки глаз).

Вы проснулись? (смотрят в «бинокль»).

С добрым утром, ручки! (поглаживаем ручки).

Вы проснулись? (хлопаем в ладоши).

С добрым утром, ножки! (поглаживаем ножки).

Вы проснулись? (топают ногами).

С добрым утром, солнышко! (раскрываем руки навстречу солнцу).

Воспитатель.

Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо!

Может это лучик солнца, что щекочет мне в лицо?

Может это воробьишка, пролетая, обронил?

Может кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Очень странное оно.

Вместо марок –

Три снежинки.

 А конверт

Из чистой льдинки.

А письмо не на листке,

А на маленьком снежке.

Читаю загадку.

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки.

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

Дети: «Зима». Слайд 1.

 Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном и сказочном времени года – зиме. Дети, а вы любите играть на улице зимой?  (Да). Слайд 2.

А наш с вами язычок тоже очень любит гулять на улице. И сейчас я вам расскажу, что он там увидел. Вышел язычок на улицу и увидел много-много снега. От удивления он раскрыл рот.

Упражнение «Улыбочка». Слайд 3.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся малышам.

Язычок пошёл дальше и увидел, как дети играли и лопатками чистили снег.

Упражнение «Лопатка». Слайд 4.

Раз, два, три четыре, пять

Язык можно убирать.

Язычок увидел, как дети катались на лыжах, то взад, то вперёд.

Упражнение «Иголочка». Слайд 5.

Дети дружно лепили снеговика. Сначала один ком. (Дети надувают  сначала одну щёчку). Затем – второй ком. (Надуваем другую щеку). Третий ком (надуваем две щеки).

Дети играли в снежки. (Язычком упираемся в правую, затем в левую щеку).

Очень понравилось язычку, полюбовался он и пошёл в свой домик.

А сейчас мы поиграем с вам в словесную игру «Хорошо – плохо». Технология ТРИЗ.

Ребята, а зима – это хорошо или плохо? Дети по цепочке называют всё, что считают хорошо. На круг белого цвета размечаю снежинки за каждый правильный ответ. На круг чёрного цвета размещаю снежинки, если дети считают, что это плохо. Считаем, где снежинок больше. Приходим к выводу, что зима – это всё-таки хорошо.

Предлагаю детям немного отдохнуть и исполнить пластический этюд «Зимние забавы». Изобразите, как дети катаются на лыжах, на коньках. Лепят снежную бабу, играют в снежки. Бросают их (проговаривают оп).

Дети, давайте посмотрим, что ещё есть в конверте? (Сюжетные картинки). Дидактическая игра «Собери картинку».Дети работают в группах. Что изображено на картинках? Дети отвечают. (Зима). Слайд 6.

Произнесём все вместе это слово. Какой первый звук слышим в этом слове? Этот звук мягкий или твёрдый? Сколько слогов в этом слове? Составьте предложение со словом «зима». Назовите первое, второе, третье слово в предложение.

Игра «Назовите действие». У меня есть волшебный снежок, который поможет нам в этой игре. Говорю: «Снежок покатился, у Вовы остановился».

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мною слово.

Зимой метель …...

Ветер в трубах….

Снежинки….

Мороз щёки и нос……

Зимой вода в реке…..

Иней на деревьях ……..

Дидактическая игра « Назови признак».

Воспитатель.

Ты катись, катись снежок,

Не по пням, не по дорожкам,

А по детским по ладошкам –

Как в ладошку попадёшь,

Слово о зиме назовёшь.

Какая бывает зима? (снежная, волшебная, сказочная, холодная, морозная, весёлая, радостная).

Игра «Назови ласково». Дети, скажите, как падают снежинки на ваши щёчки? (нежно и ласково). Мы сейчас будем называть нежно и ласково всё, что связано с зимой.

Снег – снежок, лёд – ледок, мороз - морозко, зима – зимушка, сосулька – сосулечка, снежинка – снежиночка.

Ребята, сейчас найдите себе пару и станьте с тем, кто вам больше нравится.

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно пару отыскать.

Дети в парах выполняют упражнения с элементами массажами. Слушайте, повторяйте за мной движения в парах.

Запорошила дорожки, (поглаживаем ладонями виски друг другу).

Разукрасила окошки (поглаживаем брови).

Радость детям подарила (берутся за руки и поднимают их вверх),

И на санках прокатила (руки вперёд-назад и поглаживаем руки друг другу).

Воспитатель. Дети, мы с вами много сказали о зиме, мы имеем возможность любоваться этим сказочным и волшебным временем года. Наша русская зима, словно сказочное царство. Слайд 7.

Какая красота. Многие русские поэты посвятили свои стихи этому времени года. Мы с вами знаем тоже много стихотворений о зиме. Стихи можно рассказать, выучить, а можно и самим сочинить. И мы сейчас попробуем это сделать. Мы будем сочинять стихотворение по схеме. А стихотворение будем сочинять, про отгадку. Я загадаю вам загадку.

Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном,

Полетели, закружились

Ледяные звёзды (снежинки).

Дети сочиняют нерифмованное стихотворение о снежинках.

Ой, снежинка упала на нашу ладошку, и мы попробуем за ней понаблюдать. Провожу офтальмопаузу. Слайд 8.

Мы снежинки все поймали –

Со снежинками играли(смотрим на снежинку).

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели ( отводим руки вправо, прослеживаем глазами движение).

Снежинки влево полетели

 Глазки влево посмотрели (отводим влево руку, прослеживаем движение глазами  влево).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (глаза вверх – вниз).

Дуем на снежинку (вдох через нос, выдох через рот). Сдуваем сначала бесшумно, а теперь с голосом а-а-а.

Ой, дети, письмо и на нём надпись. Женя прочти, что здесь написано. «Зимняя сказка». Читаю письмо.

Жила была Королева Зима. И было у неё три сына: декабрь, январь и февраль. Жили они дружно и по очереди правили зимним миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и решила рассказать вам о себе что-то интересное. А дальше ничего нет. Но есть загадка, если мы её отгадаем, то узнаем, что хотела рассказать Зима.

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой.

Кто я такой?  (Снеговик). Слайд 9.

Так вот о чём нам хотела рассказать Зима. Послушайте забавный случай из жизни снеговика. Рассказ – сказка называется «Весёлый снеговик».

Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Те,  кто постарше - большие комки катают, те, кто помладше – маленькие. А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают. Большой снеговик получился. Надели ему ребята на голову шляпу. Из моркови сделали нос, из угольков - глаза. В руку снеговику дали корзину и насыпали хлебных крошек и семечек. Увидели птички – прилетели. Стали крошки клевать, на ребят поглядывать. Радуются ребята – вот  как наш снеговик птичек кормит.  А снеговик стоит, смотрит на всех и улыбается.

Вопросы к детям.

1.Как называется сказка?

2.Куда и зачем вышли ребята?

3.Кто катал большие комки?

4.Кто катал маленькие комки?

5.Что делали любопытные птички?

6.Что дети надели снеговику на голову?

7.Из чего они сделали нос?

8.Что дали в руку снеговику?

9.Что насыпали в корзину?

10.Что делали птички, дети?

11. Что делал снеговик?

Ритмодикламация «Снеговик».

Раз - рука, два - рука, раз - рука, два -  рука (хлопки на каждое слово),

Лепим мы снеговика (показываем руками).

Три – четыре, три -  четыре (хлопаем)

Нарисуем рот пошире (рисуем рот).

Пять морковь найдём для носа,

Угольки найдём для глаз (ударяем руками по коленям).

Шесть – наденем шляпу косо.

 Пусть  смеётся он у нас (перекрещиваем руки, ударяем ладонями по плечам). Предлагаю детям послушать ещё раз сказку внимательно, так как мы будем эту сказку пересказывать. А чтобы запомнить эту историю, вы можете смотреть на мнемотаблицу. Пересказ сказки.

Вам,  наверное, было интересно узнать как снеговик кормил птичек? Слайд 10.

Рефлексия. Интервью «Микрофон».

Дети стоят в кругу. У ребёнка микрофон. Вопросы к детям задаёт ребёнок, остальные отвечают.

Воспитатель обращает внимание детей на сугроб под экраном. Дети  зима оставила для вас сюрприз. Открываем салфетку и находим снежинки. Все снежинки разные. Одни - весёлые, другие - грустные. Я предлагаю вам выбрать снежинку, которая соответствует вашему настроению. Если занятие вам понравилось, то возьмите весёлую снежинку. Если не понравилось, то возьмите грустную снежинку.

Как хорошо, что у вас сегодня хорошее настроение.

Занятие закончено.

 Занятие подготовила и провела воспитатель Филиппченкова В. В.

 



Наверх страницы