Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Психолог рекомендует

Психолог рекомендует

22 сентября 2020

Методический кабинет

 

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие творческого воображения.

 

Педагог-психолог

Чайкина Э.Н.

 

        Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что воздействует на него в данный момент, или представляет то, что воздействовало раньше, но и создает новые образы. Он может представить местность, в которой никогда не был, опираясь на описание ее другими людьми, представляет такие виды животных, растений, с которыми еще не встречался и о которых узнал лишь со слов других людей. Он может представить даже то, что не существует в действительности.

       Мысленное представление того, что в прошлом не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше человек не встречался, возникновение идеи того, что еще только будет создано, — все это составляет особую форму психической деятельности — воображение. 

       Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс, а значит и любая деятельность человека, будь то  игра, учение, творчество или труд,  может протекать успешно исключительно при наличии воображения. 

      Пик развития воображения приходиться на детский возраст, а значит именно  перед педагогами  дошкольного образования встаёт задача по созданию  определённых  условий  и правильной организации воспитательной и образовательной работы для  его развития.

       Феномен воображения учёные изучают на протяжении многих лет. Существуют следующие  формы и виды воображения:

        1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

          Галлюцинации - под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают Грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

          2. Произвольные формы воображения подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют Репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

          Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.

         Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

        Говоря об особенностях развития творческого воображения у детей можно выделить этапы становления этого процесса:

- до трёх лет у детей воображение существует внутри других психических процессов.

-в три года происходит становление словесных форм воображения, т. е. воображение становится самостоятельным психическим процессом;

- в четыре – пять лет ребёнок начинает составлять в уме план предстоящих действий;

- к шести – семи годам воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях. Появляются элементы творчества.

Первым шагом к успешному развитию творческого воображения является раннее физическое развитие ребёнка: плавание, гимнастика, раннее знакомство с различными инструментами и материалами и их возможностями.

        Другим, не менее важным условием развития творческого воображения детей является создание обстановки, опережающей развитие, окружение ребёнка той средой и той системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Необходимым условием является также предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, в чередовании занятий, которыми он хочет заниматься, в их продолжительности, в выборе способов и т. д. Всё это будет способствовать тому, что желание ребёнка, интерес его, положительные эмоции послужат гарантией того, что то самое максимальное напряжение сил не позволит ребёнку переутомиться, а пойдёт ему на пользу.

        Так же давно известно, что для развития творчества, творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Взрослый должен создать такую психологическую базу, чтобы ребёнок чувствовал свою безопасность по возвращении из творческого поиска. Очень важно стимулировать ребёнка к творчеству, терпеливо относиться к его выдумкам, проявлять сочувствие к неудачам, исключить из обихода замечания и осуждения.

       Существуют основные стадии в развитии воображения ребенка. Автором данных стадий является Т. Рибо. Рассмотрим их:

1) первая стадия заключается в том, что у ребенка есть возможность преобразовывать воспринимаемые предметы или иными словами в одном предмете ребёнок увидит другой;

2) вторая стадия связана с одушевлением игрушек;

3) на третьей стадии воображение отражается в игровых перевоплощениях;

4) на четвертой стадии начинает формироваться собственно художественное творчество, т. е. ребенок может уже комбинировать образы.

      Таким образом, развитие воображения, как отмечают многие психологи и педагоги, происходит, прежде всего,  в игре.

      Немаловажную роль в развитии творческого воображения играет художественная литература. При прочтении сказки детям младшего возраста полезно задавать вопросы : «Покажи, а как медведь рычал?», «А зайчик как скакал?»  Чтение рассказа детям  старшего возраста можно прерывать,  с просьбой пофантазировать,  что будет  происходить дальше.  Отлично развивают творческое воображение детей старшего возраста  сочинение сказок «Каждый по предложению».

      Упражнение «Придумай  свой конец сказки». Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

      Упражнение «Сказка – рассказ». Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии. После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

      Упражнение «Нарисуй по описанию»

Способствуют развитию творческого воображения  такие виды деятельности как  рисование и  лепка.

     Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

     Игра - упражнение «Три краски». Цель: развитие художественного восприятия и воображения. Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

     Упражнение «Волшебные кляксы». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

     Упражнение «Волшебная ниточка». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

     Игра – «Неоконченный рисунок». Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
     Упражнение «Живая музыка» Предложить детям прослушать музыкальное произведение, а затем нарисовать то, что навеяла им музыка.

     Упражнение «Танец». Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения. Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.)

     Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.


Наверх страницы