Ах, картошечка, картошка!
28 сентября 2021
"АХ, КАРТОШЕЧКА, КАРТОШКА!"
ПРОЕКТ
Подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Голубцова С. И.
2021 г.
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно - творческий
Срок проведения: 1 неделя
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений о картофеле.
Задачи :
-познакомить детей с историей картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.);
-научить детей получать крахмал из картофеля, познакомить со свойствами крахмала, использованием в промышленности;
-подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи, промышленность и …);
-уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (рассада, семена, использование сельхозтехники)
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
-развивать любознательность, художественно - творческие способности, память, речь, воображение;
-формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ожидаемые результаты:
-у детей формируются познавательные интересы, любознательность;
-обогащены и расширены знания о картофеле;
-активизированы исполнительские и художественно – творческие способности детей;
Актуальность.
Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка… С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки, рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!
План реализации проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
Ответственный |
Подготовительный
|
1.Определение целей и задач проекта 2.Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду 3.Сбор информационного материала о картофеле 4.Разработка комплексно – тематического плана 5.Создание условий для организации работы по проекту |
Муз. руководитель |
Основной
|
1.Беседа 2.Дидактические игры 3.НОД 4.Опытно – экспериментальная деятельность (получение крахмала) 5.Домашнее задание: выучить название блюд из картофеля 6. Просмотр мультфильма: «Лунтик и его друзья. Картошка» (153 серия); |
Воспитатели, дети, родители, муз. руководитель |
Заключительный |
1.Развлечение «Ах, картошка, картошка!» 2.Выставка поделок из картофеля «Удивительная картошка» 3.Создание альбома «Подвижные и музыкальные игры и конкурсы с картошкой» 4. Презентация |
Воспитатели, дети, родители, муз. руководитель |
Комплексно – тематический план к проекту
Виды деятельности |
Название мероприятия |
Цели и задачи |
Дидактические игры |
«Кто больше назовёт блюд из картофеля» (на основе домашнего задания)
«Кто знает пословиц или поговорок о картофеле» |
Закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля
Поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание пословиц и поговорок о картофеле
|
Беседа |
«Лечебные свойства картофеля» |
Познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.
|
Опытно – экспериментальная деятельность |
«Получение крахмала» |
Научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.
|
НОД
Вечер
Развлечение
|
Познавательное развитие «Как картофель на стол приходит?»
«Подвижные игры с картошкой» (см. альбом «Подвижные игры и конкурсы с картошкой») Просмотр мультфильма «Лунтик» 153 серия «Картошка»
«Ах, картошка, картошка!»
|
Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси; расширять представление о значении этого овоща в жизни человека; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности; развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес и любовь к фольклору.
Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.
обогащать и систематизировать знания детей о картофеле; закрепить исторические сведения у детей о картофеле; развивать коммуникативные качества; воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям. |
Приложение
Дидактическая игра «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»
Цель: закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля.
Ход игры.
Вспомнить с детьми, какое домашнее задание они получили накануне. Провести конкурс – игру и узнать, кто больше всех выучил названия блюд из картофеля. За каждый ответ ребёнок получает фишку. В конце все пересчитывают фишки: у кого их больше, тот и победитель.
Дидактическая игра «Кто знает пословицы и поговорки о картофеле?»
Цель: поощрять использование в речи фольклора, закрепить знание
пословиц и поговорок о картофеле.
Ход игры.
Игра проходит аналогично игре «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»
-Голодному и картошка лакомство.
- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.
-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
-Картошка да каша – еда наша.
-Картошку копать, не руками махать.
-Без труда картошка не родится никогда.
-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Беседа «Лечебные свойства картофеля»
Цель: познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.
Ход беседы.
Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Что можно делать из картофеля? (ответы детей). Его жарят, варят, пекут. Картофель люди используют в пищу, из него придумано множество блюд. Но, кроме того, он хорошее лекарство. Если простудился - надо подышать над паром варёной картошки - и почувствуете облегчение: станет легче дышать и кашлять. А еще сырой картошкой лечат ожоги. Сок из сырой картошки поможет снять боли в желудке. Вот такой удивительный овощ!
НОД Познавательное развитие «Как картофель на стол пришёл?»
Программное содержание:
-продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси.
-расширять представление о значении этого овоща в жизни человека.
- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности;
-развивать любознательность, творческие способности, память, речь, воображение.
-воспитывать интерес и любовь к фольклору.
Ход занятия.
Своё путешествие к нам картофель начал из Южной Америки.
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Кроме того, он привёз большое количество золота, которое они отобрали у индейцев.
Но самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, неизвестных Европе растений. В том числе были и клубни картофеля. Не сразу картофель стали употреблять в пищу.
В Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пётр 1 издал указ:
«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картофель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами. В чём и подписуюсь Пётр 1»
Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси.
Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.
А кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей). Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.
3.Пословицы и поговорки о картошке
Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке. (ответы детей)
-Голодному и картошка лакомство.
- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.
-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
-Картошка да каша – еда наша.
-Картошку копать, не руками махать.
-Без труда картошка не родится никогда.
-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
-Картошка хлеб бережет.
4.Физминутка
Подвижная игра» Горячая картошка»
5.Просмотр мультика «Лунтик и его друзья. Картошка»
6.Итог
Вечер «Подвижные игры с картофелем»
Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость; развивать интерес к спортивным играм.
Игры подбираются из альбома «Подвижные игры и конкурсы с картошкой»
Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала из картофеля»
Цель: научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.
Ход эксперимента.
-Сегодня мы с вами проведём небольшой эксперимент и узнаем, из чего же состоит наша любимая Опытно- экспериментальная деятельность:
картошка. Повторим правила поведения при проведении опытов и экспериментов.
Правила поведения:
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- быть предельно аккуратным;
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком.
(Дети садятся за столы)
Перед нами лежит обычная картошка. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля. Что надо сделать?
1) Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода.
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной;
Вывод: в воде содержится крахмал, и он полностью не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
-Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду и крахмал.
Музыкально - игровое развлечение
«Здравствуй, милая картошка!»
(подготовительные группы)
Ведущий (он же Антошка). Здравствуйте, мои милые озорники. Хочу вам представиться. Меня зовут Антошка. А вас? Как вы думаете, какой у нас сегодня праздник? Я вам сейчас подскажу, а вы слушайте внимательно.
На этот раз пойдет рассказ о той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять, что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал, забравшись осенью в подвал.
О той, чьи странные глазки, росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной, но не видал меня.
Подумайте немножко – что это …...
Дети. Картошка!
Ведущий. Правильно. Картошка сегодня будет главным атрибутом нашего праздника.
Ах, картошка – объеденье,
И для взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошку не едал.
Картошка – лекарство от всех болезней, средство для выведения пятен, из неё можно сделать крахмал и пудру. А сколько разных блюд можно приготовить из картошки. И я очень люблю ее есть, вот только копать ее я не о-о-очень люблю. Знаете, как в песне поется Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Это мы не проходили! Это нам не задавали! А вот танцевать я люблю. А вы ребята?
Так давайте вместе с вами и потанцуем под мою любимою песню.
(встали все в круг, танец под песню «Антошка»).
Ведущий: Молодцы! Но сейчас внимание! Внимание!
Начинаются наши соревнования.
Вы знаете, ребята, как появился в России картофель? Петр 1 прислал из Голландии мешок картофеля своему другу графу Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того, чтобы население занялось разведением картофеля. Вот с тех пор в России стали выращивать картофель. А еще во многих странах и городах картошке поставлены даже памятники. Вот она, какая эта картошка. А вы дома сажаете картошку? Молодцы!
Ведущий: Команды готовы! (построение команд, две команды). Ребята, прежде чем картошка попадет к нам на стол, нужно ее посадить. А вот я не умею этого делать, а вы знаете как нужно сажать картошку?
Мы возьмем ведерки, да и в путь дорожку,
Дружба нам поможет посадить картошку.
Эстафета: «Посади картошку» (дети из ведра берут картошку и бегут к обручу, где маленькие колечки – это лунки в которые нужно посадить картошку).
Ведущий: Молодцы, ребята, какие вы ловкие, да быстрые.
Музыкальная игра «Волшебный мешочек» (дети по очереди под музыку передают мешочек с овощами. На ком музыка остановиться должен на ощупь, не подглядывая определить в мешочки из множества овощей картошку. Кто угадывает тот танцует с картошкой в кругу).
Ведущий: Молодцы, ребята. Может быть кто - то из вас знает. Какой враг есть у картошки? Правильно, это колорадский жук. Вот мы сейчас с вами будем этих колорадских жуков ловить.
Игра «Картошечка», но сначала давайте проговорим слова:
От забора до окошка
Посадили мы картошку
Но испортили ростки
Колорадские жуки.
Приговаривая, хоровод (Огородники) идет по кругу, с окончанием слов останавливается и поднимают сцепленные руки к верху, приговаривая: «Огородник, не зевай и жука скорей поймай»
Жуки бегают в рассыпную, пересекая хоровод. Кто останется в кругу - тот пойман. (Игра проводится два раза)
Вот теперь можно и урожай собирать.
Эстафета: «Выкопай картошку» (дети бегут к обручу, берут картошку лопаткой и приносят в ведро) \
Ведущий: Ого – го, сколько картошки накопали! Очень устали. Нужно немного отдохнуть, и я предлагаю немного размяться.
Танец – разминка (Видео)
Ведущий: Вот мы и отдохнули, набрались сил, я даже проголодался, а вы? Давайте тогда будем варить картошку.
Эстафета: «Сварим картошку» (пронести картошку на двух ложках и положить в кастрюлю).
Ведущий: Молодцы, ребята.
А сейчас, мои ребятки,
Отгадайте – ка, загадки: (отгадывают дети)
Это чудо плод
Её едим мы круглый год
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует (картошка).
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
«Русский хлеб», зовем мы крошку –
Нашу добрую (картошку).
На грядках кустиком цветет,
А клубнями в земле растет,
Мы копаем понемножку…
Собираем что? (картошку)
Ведущий: Молодцы! А чтобы наша картошка хорошо сохранилась и не грустила, давайте ее повеселим и с ней поиграем.
Эстафета: «Поиграй с картошкой» (закатить картошку в погреб).
Ведущий: Молодцы, ребята.
Ребята! Наш праздник подходит к концу.
С картошкой мы сегодня играли, загадки читали, подведем итоги соревнований …
Ведущий: Мне тоже очень приятно, что вы такие ловкие, быстрые, задорные, дружные, веселые, а значит все здоровые!
А чтобы наш праздник запомнился, я приготовил вам вкусное угощение.
Ведущий: Хорошо на празднике
Играть и веселиться.
Но пришла пора и нам
С вами проститься.
Свежие публикации данной категории
17 сентября Современные педагогические технологии по физическому развитию
4 сентября Профилактика ОРВИ
12 июля Ромашковый венок
10 июля Игровой баттл
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты