Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

20 октября 2021

Методический кабинет

 

Грамотная речь педагога - важное условие формирования речи дошкольников

 

 

      Что такое речь? Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

      Нужно ли воспитателю дошкольного учреждения уметь правильно и грамотно говорить? Многие думают, что совершенно не обязательно. Правильно говорить и писать ребенок научится в школе. Но говорить-то дети начинают еще до школы, и правильная речь воспитателя- это очень важно для малышей. Овладение культурой речи - важное качество педагогической деятельности.

     Что входит  в понятие «культура речи?»

     Культура речи –  это степень владения языковыми нормами  в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка.

     Речь воспитателя оценивается с трех сторон: что говорит (содержательность), как говорит (грамматически правильность  речи) и понятно ли говорит.

     Какие речевые ошибки чаще всего совершают педагоги детского сада?

    Чаще всего это неоправданное повышение голоса, окрики, желание перекричать детей.  Речь педагога- это инструмент воздействия на детей, который должен быть умеренной силы, звучать то громче, то тише и не утомлять воспитанников. Интонации должны соответствовать обстоятельствам, звучать весело, удивленно, торжественно и грустно, чтобы ребенок понимал значение сказанного. С дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя и ускоряя его по мере необходимости. Фразы строить? опираясь на возраст воспитанников, чем младше ребенок, тем проще и короче обращенная к нему речь. Маленьких детей утомляет непонятная , избыточная информация.

    Случаются в речи работников детских учреждений и ошибки в использование орфоэпических норм. Это и неправильная постановка ударений:  «закупо́рить» вместо «заку́порить», «бочко́вый» вместо «бóчковый» и т.д.

    Смешение паронимов «одеть» и «надеть». Запомнить правильность употребления этих слов может помочь фраза: «одеть Надежду, надеть одежду».

    Неумение склонять числительные: «тысячей рублей» вместо  «тысячью рублями» и т. д.

    Незнание окончаний некоторых глаголов «клеют» вместо «клеят».

    Неправильное употребление предлога «по» во временно́м значении: «по прилёту» вместо правильного «по прилёте».

    Часто встречаются и морфологические ошибки. Ошибки при образовании слов: Неправильное использование орфоэпических норм: «хочут» вместо «хотят», «надсмехаться» вместо «насмехаться». Ошибки в образовании и употреблении форм прилагательных:  « больному стало более легче», «отец глухой к моим словам». 

    Случается, что педагоги употребляют в своей речи слова - паразиты. Это слова-связки, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, сам говорящий их не замечает, а вот слушателям они мешают воспринимать сказанное. Бывают и звуки-паразиты, когда человек мучительно подбирает слова.

     Еще один недостаток в речи воспитателей - постоянное использование одних и тех же слов, что говорит о низком словарном запасе. Говоря с детьми, необходимо называть предметы правильно и точно не «штаны», а «брюки», «рейтузы», «джинсы». Не «башмаки», а «ботинки», «туфли», «сандалии».

     Речь воспитателя, который постоянно общается с детьми,  является основным источником родного языка, поэтому она должна быть не только правильной, с четким произношением всех звуков родного языка, но и иметь  определенный темп, громкость, интонационную  выразительность, грамматическую правильность, быть доступной для понимания.  Чтобы речь была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

     Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, четко построены фразы, и она выразительна и эмоциональна,  отражает интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.

     Итогом выше сказанного хочется  привести слова Квинтилиана: "Говори так, чтобы тебя  нельзя было не понять".

Консультацию подготовила воспитатель Занкова Л. И.


Наверх страницы