Пересказ рассказа «Лиса» ( Е. Чарушина)
18 ноября 2021
Конспект занятия по обучению детей пересказу в средней группе
Тема: Пересказ рассказа «Лиса» ( Е. Чарушина)
Подготовила: воспитатель Волкова Н.А.
Цель:
Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа короткого текста с использованием графических схем.
Основные задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с новым рассказом. Формировать умения целостно и эмоционально воспринимать литературный текст, следить за развитием событий, отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Обогащать представления детей об образе диких животных (лисицы).
Развивать познавательный интерес.
Развивающие:
. Формировать умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики животного, способствовать формированию развёрнутого связного высказывания.
- Формировать умение составлять простые предложения из 2,3 слов, опираясь на графические схемы.
- Активизировать и обогащать словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат, закрепить произношение звука с.
Воспитательные:
- Прививать любовь к произведениям художественной литературы.
-Воспитывать интерес, сочувствие и доброжелательное отношение к диким животным.
Методические приемы:
Чтение произведения, беседа, пересказ; физкультминутка «Лиса»; использование ИКТ;
рассматривание схем; проговаривание чистоговорок; сюрпризный момент.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, мольберт, схемы для графического плана, дорожка, кружки ( пеньки).
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
· Загадывание загадок. Продуктивные виды деятельности. Знакомство с графическими схемами.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент. Обращаю внимание на гостей. Поздороваемся. Эмоционально – игровой настрой на совместную деятельность.
2. Подготовка к восприятию текста.
Создание фона восприятия рассказа.
Игровой момент.
Слайд 1 (на экране – сорока).
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам прилетела сорока и рассказала, что в лесу произошла неприятная история. Лиса утащила у зайчика корзину с морковками, которые он приготовил на зиму. Зайчик плачет.
Слайд 2 ( на экране плачущий зайчик) Что нам делать? Как мы можем зайчику помочь?
-( ответы детей).
А как мы можем добраться до леса?
(предположения детей)
Воспитатель: Посмотрите, дорожка, она ведёт прямо к лесу. Но нам надо будет преодолеть много препятствий.
(дети преодолевают препятствия).
Выполняют ходьбу, подлезание, прыжки
Слайд 3 ( на экране появляется лес)
А вот мы и попали с вами в лес. Как красиво в лесу! Какой чистый и свежий воздух!
Дыхательное упражнение « Лесной воздух». Давайте почувствуем его, для этого кладём ручки на животик, делаем вдох носиком, надуваем животик, как шарик, а выдох ртом. повторить (2 -3 раза).
Проводится гимнастика для глаз. Игра прятки. (дети закрывают глаза)
Слайд 4 ( появляется лиса с корзинкой, в которой лежит морковка).
Воспитатель: Смотрите, смотрите, дети! Кто это? (Лисичка). Посмотрите, какая она? Как вы думаете, это та лиса, которая утащила морковку у зайчика? (ответы детей).
Давайте скажем про неё вот такую чистоговорку. Са – са – са, к нам пришла лиса
Сы – сы – сы хвост пушистый у лисы, су – су – су, в лесу увидели лису.
Как вы думаете, чем питается лиса?
За кем она любит охотиться? (За птичками, за мышками.)
Воспитатель: Правильно.
(дети садятся на стульчики)
3. Чтение рассказа.
Развитие произвольного внимания, памяти.
Воспитатель: Дети, я знаю интересный рассказ про лису, я думаю, что он вам тоже понравится. Послушайте рассказ «Лиса», который написал Е. Чарушин. Вы его внимательно слушайте и старайтесь запомнить.
По ходу чтения идут слайды.
Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше
было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть – чуть
шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы
рыжей, пушистой охотнице.
4. Словарная работа. ( мышкует. кинется, охотница)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что значит слово «мышкует»?
Если дети затрудняются, объясняю, что «мышкует» означает ловить
мышей.
Воспитатель: А что значит «кинется»? (Быстро побежит.)
А что значит слово « охотница»? ( охотится за мышкой).
В случае затруднения, объясняю детям семантику слов.
5. Беседа по содержанию.
Развитие диалогической речи.
Дети отвечают.
Воспитатель:
- Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой мышкует.)
- Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)
- Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)
- Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где
шевельнется мышь.)
- Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и
кинется.)
- Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)
Проговариваем слова индивидуально и хором.
6. Физкультминутка «Лиса».
Утром Лисонька проснулась
Лапкой вправо потянулась.
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала.
Лапки, ножки и бока –
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну красавица Лиса!
До чего же хороша! ( повторить 2 раза)
8. Повторное чтение рассказа.
Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а помогут мне волшебные схемы.
В процессе чтения демонстрирую детям графические схемы на мольберте, заменяю картинки схемами.
9.Развитие связной речи.
Формирование навыка работы по алгоритму
Воспитатель: Предлагаю рассказать рассказ ( дети пересказывают рассказ с наглядной опорой в виде графических схем). Помогаю детям наводящими вопросами.
10. Итог.
Сюрпризный момент.
Педагог: Ребята, вы все были молодцы, хорошо занимались, и лисичка отдала корзинку с морковкой.
Слайд ( лиса без корзинки).
Слайд (весёлый зайчик). Посмотрите, как зайчик обрадовался! Вы такие молодцы!
Рефлексия. Дети, вам понравилось наше путешествие в лес?
Что было интересного, кого мы встретили, кому помогли. Значит у нас всё получилось. Как здорово! Давайте похлопаем друг другу. Я хочу вас поблагодарить за прекрасное путешествие, сколько было трудностей, но мы с ними справились.
Вот настало время возвращаться в детский сад. Возвращаемся опять по дорожке, преодолевая препятствия. Дети возвращаются в группу.
Свежие публикации данной категории
17 сентября Современные педагогические технологии по физическому развитию
4 сентября Профилактика ОРВИ
12 июля Ромашковый венок
10 июля Игровой баттл
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты