Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Ритм. Движение. Речь.

25 февраля 2022

Методический кабинет

         Мир так стремительно развивается, человек достигает невообразимых высот в своих возможностях, что, казалось бы, во всём должно становиться лучше. А на самом деле прогресс очень ухудшает не только наше здоровье, но и здоровье наших детей.

         В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

         Речь – величайшее богатство данное человеку. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное.

         Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

         Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

         Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствуют развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивает детей на игру.

         В своей работе я использую стихотворения. Малыши любят слушать детские стихотворения по многу раз. Тексты стихотворений сопровождаются ритмичными, повторяющимися движениями. Всё это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст.

         При использовании стихотворений в развитии речи я начинаю с подготовительного этапа, то есть со знакомства с текстом. После того, как дети запомнили текст, я вовлекаю их в игру, побуждаю к активной речи: учу повторять необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста. Для этого при чтении я делаю паузы, пропуская в речи часть текста. Таким образом, детям предоставляется возможность договорить часть знакомого текста. Сначала воспитанники называют последнее слово в строке, а в другой раз – договаривают два последних слова, а потом и целую строку.

         Чтобы малыши воспринимали текст осмысленно, я выбираю тексты небольшие по объёму на начальном этапе работы. Короткие тексты легче запоминаются детьми, внимание не рассеивается, они не переутомляются. Кроме того недлинные тексты удобны тем, что стихи, а также сопровождающие их движения выучиваются наизусть, что обеспечивает ритмичность.

         Тексты выбираю простые по содержанию, доступные пониманию малышей, с лёгкими и легко запоминающимися рифмами. В стихах присутствуют повторяющиеся элементы – слова, фразы.

         Чтобы помочь детям воспринимать и осмысливать не только отдельные слова и фрагменты произведения, но и содержание в целом, я использую игрушку или предмет, чтобы эмоционально обыграть текст произведения, или сопровождаю чтение характерными повторяющимися движениями или действиями, использую иллюстрации к произведениям.

         В своей работе я также использую потешки, песенки, которые сопровождаются движениями и действиями.

         Вначале я проговариваю текст потешки, сопровождая их движениями, а затем разучиваем движения вместе с детьми. Только после того, как дети хорошо запомнили движения, я предлагаю им договаривать пропущенные слова и строки. При этом я учитываю, что часто дошкольникам сложно совмещать движения и речь, поэтому проговариваем текс с движениями несколько раз.

         На занятиях пользуюсь рифмованными загадками. Подбирая загадки, я стараюсь, чтобы их содержание было доступно для детей. При первом знакомстве с загадкой, я предварительно объясняю отгадку  показом игрушки, предмета или картинки. На следующем этапе дети выбирают отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи у воспитанников развивается мышление. А затем уже дети отгадывают знакомые загадки самостоятельно.

         Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

         Для развития пальчиковой моторики я применяю пальчиковую гимнастику и кинезиологические упражнения.

         Кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.

         Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация.

         Кинезиологические упражнения я использую в качестве динамических пауз, или перед занятием в качестве организационного этапа, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.

         В своей практической деятельности я ещё использую такую технологию, как логоритмика.

         Логоритмика – это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях речевого развития.

         В логоритмические  упражнения вводится речевой материал. Введения слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на стихотворном ритме, который способствует ритмичности движений.

         Проговаривание стихотворных строк совмещаются с движениями. Это позволяет координировать речь с движениями или жестами.

         Речевые игры и упражнения сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками, цоканьем языком). Я использую тексты для речевых игр, которые соответствуют возрасту дошкольников, поэтому они просты, легко запоминаются. Простота выбранного теста позволяет больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого развития. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяя детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

          Если научить ребёнка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

                                                                            Консультацию подготовила воспитатель 2 младшей группы Персидская С. 


Наверх страницы