Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Эмоциональные нарушения у детей

Эмоциональные нарушения у детей

30 марта 2022

Методический кабинет

Эмоциональные нарушения у детей

С первого дня жизни каждый человек проявляет эмоции, которые являются важнейшим средством общения с окружающим миром: малыш  радуется  и улыбается маме,  плачет от голода или боли, сообщая таким образом о своем состоянии.  Эмоции – это субъективное переживание нашего отношения к окружающему и к самим себе. По мере взросления ребёнка эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих его людей. Ребёнок учится распознавать эмоции и правильно выражать их.  Однако в  настоящее время специалисты отмечают наряду с общими проблемами здоровья у детей  рост эмоциональных нарушений. Эмоциональные нарушения - это поведенческие проявления, которые не характерны для данного возраста, и при которых наблюдается избыток или недостаток эмоций, когда одна эмоция распространяется на все сферы жизни.

Различают три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка:

  1. Расстройства настроения.
  • Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение . Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, описывают как нетерпеливого, импульсивного, стремящегося к доминированию.
  • Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно охарактеризовать как резкого, злого, угрюмого, неуступчивого.
  • Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном   возрасте обычно  стерта. Такого ребёнка можно охарактеризовать как мрачного, несчастного, пессимистичного.
  • Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью, неуверенностью в себе. Этот синдром выражается в плаксивости, частой смене настроений, сосании пальцев, ослаблении аппетита, обидчивости и чувствительности.
  • Патологический страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
  • Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Такого  ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
  • Эмоциональная тупость (отсутствие эмоций) и паратимии (неадекватность эмоций)  –тяжёлые нарушения, характерные для детей, страдающих шизофренией.
  1. Расстройства поведения.
  • Синдром дефицита внимания  и гиперактивности  (СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, импульсивности поступков,  неусидчивости, нарушений концентрации внимания, эмоциональной лабильности. Ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
  • Агрессия в гипертрофированной форме (физическая, вербальная, косвенная, негативизм, обида). Истоки детской и подростковой агрессивности – в окружающей их среде, в стиле родительского поведения и воспитания.
  1. Нарушения психомоторики.
  • Амимия - отсутствие выразительности лицевой мускулатуры.  Наблюдается при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы.
  •  Гипомимия - легкое понижение выразительности мимики.
  •  Маловыразительная пантомимика.

Выделяют следующие причины возникновения эмоциональных нарушений у детей:

  1. Биологические причины -  особенности нервной системы ребёнка, микроорганические поражения головного мозга вследствие тяжёлой беременности и родов, истощающие соматические заболевания, травмы.
  2. Социальные причины - недостаточность эмоционального контакта с близкими взрослыми, систематические отрицательные оценки со стороны взрослых, неприятие интересов ребёнка, разные требования к ребёнку (отсутствие единой стратегии воспитания ребёнка), семейные конфликты, неблагополучные отношения со сверстниками.
  3. Социально-бытовые – особенности питания и режима дня, характер преобладающей деятельности ребёнка, содержание предметно-развивающей среды (игрушки, стимулирующие развитие агрессии), компьютерные игры и фильмы, не подходящие ребёнку по возрасту.

Основные направления в коррекции эмоционального нарушения у детей:

  1. смягчение эмоционального дискомфорта; 
  2. повышение  активности и самостоятельности;
  3. коррекция самооценки и  уровня самосознания;
  4. формирование эмоциональной устойчивости и cаморегуляции;
  5. работа с родителями.

 

Методы коррекционной работы.

  1. Игротерапия как ведущий род деятельности дошкольников. В процессе организованной  игры ребёнок проецирует свои переживания и проблемы на персонажей,  и учится правилам конструктивного взаимодействия с социумом.
  2. Сказкотерапия – один из самых древних методов психологической и педагогической работы, суть которого заключается в переносе сказочных смыслов в реальность. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни, знакомства с которыми формируют у ребёнка стереотипы поведения.
  3. Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д. Существует два направления арт-терапии: восприятие готового произведения искусства с выражением чувств, возникших при рассматривании, и самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.
  4. Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде, которая повышает  жизненный тонус, активизирует  творческие способности и в целом оказывает благоприятное действие на психику. 
  5. Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.

Таким образом, эмоциональные состояния являются проявлением эмоций, а его отрицательные и негативные проявления, прежде всего, связаны с нарушениями в эмоциональном развитии. Проблема выявления эмоциональных нарушений в развитии личности ребенка, а также определение подходов к коррекции, способствующих развитию эмоциональной сферы, является чрезвычайно актуальной, поскольку эмоциональные нарушения могут привести к отклоняющемуся поведению и нарушению социальных контактов у детей.  Педагогам важно вовремя замечать первые  проявления эмоциональных нарушений у детей и начинать  проводить коррекционную работу.

                                                                                                      Материал подготовила педагог-психолог 


Наверх страницы