Эмоциональные нарушения у детей
30 марта 2022
Эмоциональные нарушения у детей
С первого дня жизни каждый человек проявляет эмоции, которые являются важнейшим средством общения с окружающим миром: малыш радуется и улыбается маме, плачет от голода или боли, сообщая таким образом о своем состоянии. Эмоции – это субъективное переживание нашего отношения к окружающему и к самим себе. По мере взросления ребёнка эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих его людей. Ребёнок учится распознавать эмоции и правильно выражать их. Однако в настоящее время специалисты отмечают наряду с общими проблемами здоровья у детей рост эмоциональных нарушений. Эмоциональные нарушения - это поведенческие проявления, которые не характерны для данного возраста, и при которых наблюдается избыток или недостаток эмоций, когда одна эмоция распространяется на все сферы жизни.
Различают три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка:
- Расстройства настроения.
- Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение . Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, описывают как нетерпеливого, импульсивного, стремящегося к доминированию.
- Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно охарактеризовать как резкого, злого, угрюмого, неуступчивого.
- Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте обычно стерта. Такого ребёнка можно охарактеризовать как мрачного, несчастного, пессимистичного.
- Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью, неуверенностью в себе. Этот синдром выражается в плаксивости, частой смене настроений, сосании пальцев, ослаблении аппетита, обидчивости и чувствительности.
- Патологический страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
- Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Такого ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
- Эмоциональная тупость (отсутствие эмоций) и паратимии (неадекватность эмоций) –тяжёлые нарушения, характерные для детей, страдающих шизофренией.
- Расстройства поведения.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, импульсивности поступков, неусидчивости, нарушений концентрации внимания, эмоциональной лабильности. Ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
- Агрессия в гипертрофированной форме (физическая, вербальная, косвенная, негативизм, обида). Истоки детской и подростковой агрессивности – в окружающей их среде, в стиле родительского поведения и воспитания.
- Нарушения психомоторики.
- Амимия - отсутствие выразительности лицевой мускулатуры. Наблюдается при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы.
- Гипомимия - легкое понижение выразительности мимики.
- Маловыразительная пантомимика.
Выделяют следующие причины возникновения эмоциональных нарушений у детей:
- Биологические причины - особенности нервной системы ребёнка, микроорганические поражения головного мозга вследствие тяжёлой беременности и родов, истощающие соматические заболевания, травмы.
- Социальные причины - недостаточность эмоционального контакта с близкими взрослыми, систематические отрицательные оценки со стороны взрослых, неприятие интересов ребёнка, разные требования к ребёнку (отсутствие единой стратегии воспитания ребёнка), семейные конфликты, неблагополучные отношения со сверстниками.
- Социально-бытовые – особенности питания и режима дня, характер преобладающей деятельности ребёнка, содержание предметно-развивающей среды (игрушки, стимулирующие развитие агрессии), компьютерные игры и фильмы, не подходящие ребёнку по возрасту.
Основные направления в коррекции эмоционального нарушения у детей:
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- повышение активности и самостоятельности;
- коррекция самооценки и уровня самосознания;
- формирование эмоциональной устойчивости и cаморегуляции;
- работа с родителями.
Методы коррекционной работы.
- Игротерапия как ведущий род деятельности дошкольников. В процессе организованной игры ребёнок проецирует свои переживания и проблемы на персонажей, и учится правилам конструктивного взаимодействия с социумом.
- Сказкотерапия – один из самых древних методов психологической и педагогической работы, суть которого заключается в переносе сказочных смыслов в реальность. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни, знакомства с которыми формируют у ребёнка стереотипы поведения.
- Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д. Существует два направления арт-терапии: восприятие готового произведения искусства с выражением чувств, возникших при рассматривании, и самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.
- Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде, которая повышает жизненный тонус, активизирует творческие способности и в целом оказывает благоприятное действие на психику.
- Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.
Таким образом, эмоциональные состояния являются проявлением эмоций, а его отрицательные и негативные проявления, прежде всего, связаны с нарушениями в эмоциональном развитии. Проблема выявления эмоциональных нарушений в развитии личности ребенка, а также определение подходов к коррекции, способствующих развитию эмоциональной сферы, является чрезвычайно актуальной, поскольку эмоциональные нарушения могут привести к отклоняющемуся поведению и нарушению социальных контактов у детей. Педагогам важно вовремя замечать первые проявления эмоциональных нарушений у детей и начинать проводить коррекционную работу.
Материал подготовила педагог-психолог
Свежие публикации данной категории
17 сентября Современные педагогические технологии по физическому развитию
4 сентября Профилактика ОРВИ
12 июля Ромашковый венок
10 июля Игровой баттл
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты