Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игры»

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игры»

13 февраля 2018

Методический кабинет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2

Тверская область г. Белый

 

Мастер – класс по теме:

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игры»

 

Воспитатель: Митюкевич Т.Е.

 

2018 г.

 

Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игры»

 

Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой

 

Теоретическая часть

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

 

Игра - одна из форм обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. Игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

 

Деятельность детей дошкольного возраста разнятся по видам и содержанию, а следственно, по возможности проявлять воздействие на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком появляются неодинаковые познавательные задачи, решение которых составляет органическую долю той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников реализовывается в игровой деятельности, в намерено созданных взрослыми подвижных, дидактических играх, в которых находятся всевозможные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

 

Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети воссоздают свои впечатления об окружающей жизни, запас знаний усвоенных ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

 

Игровая деятельность - это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

 

Детские игры сформированы для социализации детей и подготовки к жизни. Поэтому они обладают связью со всеми видами деятельности человека и выступают как свойственно детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

 

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

 

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.

 

Практическая часть

- Сегодня хочу познакомить вас с играми, которые направленны на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой, которые использую в своей практике.

 

Перед тем как начать играть, хочу вам подарить воздушные шары, что бы наша встреча была такой же легкой, яркой и веселой как эти шары.

 

Игра «Шарики с загадками»

- Эти шары не простые на них прикреплены разные загадки. Давайте вместе найдем на них отгадки.

Зрителям предлагается взять шарик и зачитать загадку.

 

Загадки:

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки
Белостволые… (берёзки)
 
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же… (крапива)
 
Голодная – мычит, сытая – жует,
Всем ребятам пить дает. (Корова)
 
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
 

Познавательные вопросы:

- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

- Когда с деревьев падает листва?

- Какие лесные обитатели зимой впадают в спячку?

- Сок, какого дерева полезен людям?

 

Как правило, загадки направленны на развитие таких психических процессов, как память и внимание, на закрепление отличительных особенностей и названий объектов природы. Подбирая подобные загадки для детей средней группы, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов, а детям старшей группы для решения тех же задач – предлагаются уже познавательные вопросы. Варианты игры могут меняться, например: загадываются загадки, дети находят отгадки на картинках.

 

Игра «Кубики с картинками»

- Прошу выйти коллег, у которых шары желтого и зеленого цвета. На столе перед вами кубики с картинками, хозяину желтого шара нужно выбрать картинки на кубиках с изображением перелетных птиц и называть их, хозяину зеленого шара зимующих. На это задание вам отводиться две минуты. Пока игроки выполняют задание, поиграем со зрителями.

 

Игра – раскрепощение «Дотронься до…!

- Я называю до чего нужно дотронуться, вы – выполняете. ( Дотронься до… - жёлтого, гладкого, круглого, бумажного.)

Заслушиваются ответы участников игры с кубиками.

В игре с кубиками закрепляется умение детей классифицировать и называть перелетных и зимующих птиц, варианты выполняемого задания могут меняться, например: «Дикие и домашние животные», «Хищники и травоядные» и т. г.

 

Игра «Фотоохотник»

- Для участия в следующей игре прошу выйти тех, у кого шары красного цвета. Один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (медведь, заяц, кенгуру, слон, обезьяна и т. д.).

Эта игра развивает у детей умения имитировать голоса, движения различных объектов живой природы, а также развивает память, внимание, наблюдательность. И просто доставляет положительные эмоции.

 

Игра «Аукцион»

- А сейчас предлагаю всем зрителям принять участие в игре «Аукцион»

Не сидите, не скучайте,

Все о фруктах вспоминайте!

- На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д.), начальная цена – фрукт…Ваши предложения.

Игра со зрителями «Аукцион» обогащает словарный запас детей и в зависимости от тематики развивает их познавательную деятельность.

 

Игра «Какое время года?»

- Приглашаю обладателей фиолетовых шаров. Играть будем в игру «Какое время года?». На столе лежат картинки с изображением времен года, я буду по очереди игрокам читать стихотворение о времени года, игрок должен определить, о каком времени года идет речь и показать соответствующую картинку.

 

На полянки, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит. (Весна)
 
И светла, и широка,
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться… (Лето)
 
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Оземь на полях
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет. (Осень)
 
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зима)
 

Игра со зрителями «Самый сообразительный»

  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
  • Чем питается еж зимой?
  • Под каким кустом сидит мокрый заяц?

 

Цель данной игры –развитие логического мышления, сообразительности.

 

Заключение

- Большое спасибо участникам игр. В заключении хотелось бы сказать, включая в свою работу такие простые, доступные, а главное интересные детям задания, мы сможем посеять в их душах маленькие ростки большой любви к природе нашей Земли и желание сохранить ее. И благодаря разнообразию и постоянству использования игры и игровому занимательному материалу, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, развивается познавательный интерес.

 


Наверх страницы