Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Техника «эбру» в образовательной деятельности дошкольников

Техника «эбру» в образовательной деятельности дошкольников

29 мая 2021

Методический кабинет

Техника «эбру» в образовательной деятельности дошкольников 

 

ФГОС ДО ставит перед педагогом детского сада важную задачу- развитие творческого потенциала ребенка. Как это сделать, учитывая, что каждый ребенок требует особого подхода- кто-то с радостью берется за сложные задания, а кто-то не желает справляться с элементарными задачами? Наш ответ- использование техники «эбру» в ДОО.

«ЭБРУ» - старинная, восточная техника рисования на воде. История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую- либо поверхность, например, на бумагу, дерево или ткань.

Главное в рисовании эбру – это научиться слушать свои эмоции, свое тело, в частности, руки, и тогда можно почувствовать себя настоящим художником, древним мастером. Дети, не имеющие большого мастерства в обычном рисовании, в этой технике-могут создавать настоящие шедевры.

Данное направление очень нравится детям и взрослым, ведь всегда получается что-то красивое и завораживающее.

Целью изучения техники рисования на воде «Эбру» является развитие творчества и воображения с помощью необычных материалов.

Задачи:

-формировать умение создавать картины на воде с учетом сочетания красок, ритма, симметрии;

-развивать поисково-познавательную деятельность при работе с художественным материалом;

-развивать умение самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы;

-развивать умение планировать исследовательскую деятельность, побуждать к проговариванию этапов экспериментирования;

-закреплять представления о свойствах и качествах жидкости: прозрачность, плывучесть, мягкость, тягучесть, окрашиваемость;

-поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности;

-формировать умение безопасного пользования инструментами;

-воспитывать уверенность в себе, способность к самопрезентации;

-развивать осознание своих возможностей и стремление к новым достижениям;

-воспитывать чувства партнерства по отношению к сверстникам и взрослым в процессе совместной деятельности;

-развивать умение строить диалог со сверстниками и взрослыми в процессе совместного творчества;

-развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

-формировать представление о многообразии изобразительных средств, материалов, их сочетании на основе творческого преобразования;

-формировать способности к построению собственных замыслов, сюжетов, композиций;

-поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;

-содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру, стремлению воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;

-развивать навык определения и применения оптимальных способов и приемов работы с материалом;

-развивать художественный вкус при поиске и создании творческого продукта;

-повышать самоконтроль, самооценку в процессе выполнения работы.

Для реализации техники «эбру» используются следующие этапы:

-формирование представлений об эбру;

-развитие навыка использования разных видов технологий в совместной деятельности;

-создание условий для собственной деятельности.

Ожидаемые результаты:

-у детей сформируется эстетическое отношение к окружающему миру, стремление к созидательной деятельности;

-появится способность к построению собственных замыслов, сюжетов, композиций;

-проявится познавательная активность при работе с различными материалами, инструментами и изобразительными техниками;

-появится способность к выдвижению гипотез, предположений, способов решений, использованием аргументации и доказательства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности: наборы для экспериментирования с жидкостями ( клейстер, молоко, желатин, пена для бритья, канцелярский клей, клей ПВА), тканью, бумагой.

Формы занятий:

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие –педагог знакомит детей с техникой безопасности,

особенностями организации обучения.

Ознакомительное занятие–педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами. Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны

Занятие по памяти–проводится после усвоения детьми полученных знаний, оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие–детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.

Занятие-импровизация–на таком занятии, дети получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.

Проверочное занятие–(на закрепление) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Комбинированное занятие–проводится для решения нескольких образовательных задач. Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова;

проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.

Основная часть-непосредственно работа красками на воде по теме.

Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

Можно использовать произведения классической музыки П.Чайковского, В.Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ других ребят; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.

Итоговое занятие–подводятся итоги работы.

Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Так же проводятся с детьми занятия-путешествия, квесты, развлечения.

Этапы работы:

1 этап. Знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

2 этап. Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны.

3 этап. Сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми техникой эбру. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.

К концу обучения будут:

Знать:

- основные и дополнительные цвета;

- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);

- понятие симметрии;

- контрасты цвета;

- гармонию цвета;

- азы композиции;

- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

-строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,

прямоугольник);

Уметь:

- уметь подбирать цветовую палитру, правильно использовать

художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

- умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной

композиции;

- соблюдать последовательность в работе(от общего к частному);

- работать в определенной гамме

- доводить работу от эскиза до композиции;

- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет).

Получат развитие личностных качеств:

- Умение организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;

- Трудолюбие, самостоятельность;

- Оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;

- Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Рисование на воде красками отличная возможность отдохнуть, приучить детей к искусству, дети, рисуя по воде, будут развивать воображение мышление моторика. Занятие Эбру поможет вам с радостью провести свое время, Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как сама вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить шилом по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы.

Искусство рисования на воде успокаивает, умиротворяет, дает человеку положительную энергию, забирая при этом отрицательную.

В дальнейшем нам бы хотелось приобрести специальное, профессиональное обеспечение данной технологии, чтобы расширить возможности этого прекрасного средства обучения и развития ребенка.                                                                                                                                                                           Материал подготовлен воспитателем Василенковой Ю.Б.


Наверх страницы