Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

Тверская область, г. Белый, ул. Шменкеля, д. 2
Телефон: +7 (48-250) 2-29-72

 

Главная / Педагогам / Методический кабинет / Организация самостоятельной деятельности дошкольников в центрах активности

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в центрах активности

29 мая 2021

Методический кабинет

 

 

 

 

 

Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего мира: проверяют на ломкость, мягкость, температуру, звучность. Ведущей деятельностью в период дошкольного детства является игра: ребята с увлечением изучают различные инструменты, предметы, взаимоотношения между ними. Самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребенка и его успешности во взрослой жизни.

Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:

 - приема детей в детский сад утром,

- игры в первой половины дня, самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.

- наблюдений за природными объектами,

 - гигиенические процедуры,

 - игры подвижные и дидактические и т. д.

Самостоятельная деятельность детей - явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно – развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А так же это организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей – это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

По санитарно – эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет ( в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе

Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду. Например:

« Центр познания» (который обеспечивает решение задач познавательно – исследовательской деятельности детей; развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами и слогами, экспериментирование)

«Центр творчества» который обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные. Музыкальные игры, художественно – речевая и изобразительная деятельность)

«Игровой центр», который обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно – ролевых игр.

«Литературный центр», который обеспечивает литературное развитие дошкольников.

«Спортивный центр»,который обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка. Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Предоставляя детям самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельной деятельности и поддерживая ее, педагог непроизвольно формирует предпосылки учебной деятельности (умение планировать деятельность, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль и др.)                 Материал подготовила воспитатель Асташенкова Алла Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


Наверх страницы