Консультация для педагогов
31 марта 2022
Консультация на тему:
«Воспитание любви к Родине средствами
литературно – художественных произведений».
В настоящее время как никогда актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, к родной земле. Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании именно в период дошкольного детства.
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет истоками свою культуру». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают нашу работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Сильным средством воспитания у ребёнка любви к Родине, так же как и в воспитании гуманных чувств. Является художественное слово русского народа и талантливых авторов.
У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алёша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер». В этом рассказе необходимо обратить внимание детей не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботу о маме. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». У детей надо воспитывать обязательно уважение к старшим. Прекрасной иллюстрацией в данном случае является стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, знают стихи, считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла. Не только развлекают. Но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым любимым и ярким жанром для детей остаётся народная сказка. Почти каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта. Тяжёлая, трудная жизнь была всегда у русского народа. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но не падали духом и всегда творили доброе дело. Для примера приведу сказку «Царевна – лягушка», в которой царевич несколько дней шел по земле, его томил голод, а он терпел, никого не обижал на своём пути. За своё милосердие он получил большую награду - помощь. А сказка « Теремок» учит умению жить под одной крышей. Здесь герои с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести нужное хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно, под одной крышей, тогда бы не воевали бы на планете разные люди, никто из соседей не ссорился бы.
Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей необходимо знакомить в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их ,подражают в игре. Особое место должно отводиться произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского. А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан,защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Мы, взрослые, должны помочь открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Вот некоторые произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилёвской, « Сестра» Л. Кассиля, « Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и другие). Дети сопереживают персонажам А. Гайдара. Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям.
Рассказы о родном городе (или о столице России) – отдельный вид детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Используются сборники рассказов «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и другие. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.
Родная природа…
Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. Помочь познать природу во всём её многообразии детям особенно помогает также художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Рассказы К.Г. Паустовского, Н. И. Сладкого, М.М. Пришвина – богаты яркими событиями из жизни природы и её обитателей. Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные рассказы и сказки о природе. И таких примеров можно привести немало, так как произведений о родной природе создано огромное количество.
Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях. Особенно тех, с которыми они ещё не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, учёные, пожарники, космонавты. В дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. В своей работе надо подбирать литературу самого разного объёма, формы и стиля. Использовать произведения на определённые темы. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, стихов хорошо использовать наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации в книгах; презентации, фотографии и открытки по теме. Готовясь к каждому занятию, необходимо подбирать соответствующую литературу, которая более точно помогает детям раскрыть темы. Это игры, и потешки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного театра. По знакомым сказкам и рассказам хорошо организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.
В качестве вывода можно отметить, что для достижения эффективных результатов в работе по воспитанию любви к Родине, необходимо пользоваться только тщательно отобранной литературой для дошкольников, рекомендованной стандартами образовательной сферы. С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребёнка. формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине. Таким образом, воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе ребёнок или взрослый всегда будет принадлежать русской культуре, где бы, он не родился.
Литература:
1.Р.С.Буре. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.
2.Журнал « Дошкольное воспитание, №5 2009 года
3. Шорыгина Т.А. Родные сказки. Нравственно – патриотическое воспитание. М. 2004 – С.
4.Островская. Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.
Консультацию подготовила воспитатель средней группы
Свежие публикации данной категории
17 сентября Современные педагогические технологии по физическому развитию
4 сентября Профилактика ОРВИ
12 июля Ромашковый венок
10 июля Игровой баттл
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты