Консультация для педагогов
24 марта 2020
Консультация для педагогов: «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством психогимнастических упражнений».
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. При этом, они могут оказывать совершенно противоположное действие: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность, подавлять или угнетать. С раннего возраста ребенок уже обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Встречаются люди, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей . Они проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели. Оказывается, такую способность можно развить.
В 1990 г. американскими психологами П.Сэловеем и Дж. Мэйером был предложен термин «эмоциональный интеллект». Есть много определений этого понятия, но обобщённо эмоциональный интеллект можно определить, как способность человека распознавать и идентифицировать свои и чужие эмоции, а так же способность эффективно контролировать эмоции и управлять ими.
Наиболее благоприятный период развития эмоционального интеллекта – дошкольный возраст, характеризующийся последовательным формированием эмоциональных новообразований. Развивать эмоциональную сферу ребёнка могут не только специалисты – психологи, но и воспитатели. Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
1. Игры
- эмоционально-сенсорные игры (используются с целью развития эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности)
- эмоционально-экспрессивные игры (способствуют развитию экспрессивного компонента эмоционального реагирования)
-сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
2. Произведения художественной литературы, фольклор (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведения и поступков отрицательного героя; обогащение эмоционального словаря)
3. Работа с сериями сюжетных картинок, иллюстраций, которые анализируются с точки зрения соответствия тому или иному эмоциональному состоянию. Когнитивные схемы.
4.Трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
5. Творческая деятельность: музыкальная, театральная, изобразительная (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
6. Психолого-педагогические методы развития эмоциональной сферы ребёнка (коммуникативные упражнения, мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка, психогимнастика)
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях по психогимнастике дети развивают выразительность движений и артистизм, учатся понимать и выражать свои эмоции, формируют уверенность в себе. Упражнения включают в себя ритмику, пантомимику, игры, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику. Дети сами создают образ, который проигрывают, «проживают» эмоции персонажей. Психогимнастика снижает риск алекситимии – свойства человека, когда он затрудняется определить и описать свои эмоции словами. Психогимнастические упражнения применяют для профилактики эмоционального перевозбуждения и усталости на физминутках, для ауторелаксации после интеллектуальных нагрузок или чтобы оживить материал по нравственному воспитанию. Возможно индивидуальное применение психогимнастических упражнений, например, если ребёнок слишком возбуждён и не может уснуть в тихий час, при чрезмерной утомляемости, замкнутости, неврозах у детей.
При подборе упражнений важно их чередовать: те, где дети напрягают или расслабляют мышцы, проигрывают этюды с положительными и отрицательными эмоциями, активно двигаются или отрабатывают приёмы ауторелаксации.
На выбор упражнений влияют возрастные особенности детей. Так для детей 3-4 лет важно использовать упражнения, которые помогают понять своё эмоциональное состояние и развивают выразительность движений. В этом возрасте достаточно познакомить детей с основными эмоциями – радостью, печалью, гневом, страхом, применять простые приёмы саморасслабления, формировать целостный положительный образ тела.
Для воспитанников 4-5 лет по-прежнему актуальны упражнения, которые развивают способность понимать и выражать эмоции. Однако когда дети будут их выполнять, они в силу возраста станут сравнивать себя со сверстниками. Поэтому очень важно на этом этапе учить их делиться своими переживаниями, сопереживать, радоваться успехам товарищей.
Дети 5-7 лет распределяют социальные роли лидеров и аутсайдеров, у них возникает инициативность и самостоятельность, они пробуют влиять на сверстников и самоутверждаться. В то же время воспитанники учатся оценивать нравственную сторону поступков. Для этого возраста нужно подбирать упражнения, которые помогают научиться верить в свои силы, преодолевать застенчивость. Театрализация психогимнастических этюдов усложняется расширением сюжетных линий, включением новых эмоциональных состояний, ситуаций морально-нравственного выбора.
Таким образом, введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю, позволяющее поставить учебно-воспитательный процесс в детском саду на глубинную психолого-педагогическую основу и органично соединить формирующее влияние взрослого на ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей.
Список литературы
- Тимофеева М. Колобова Е. Семинар с педагогами, чтобы они научили детей выражать эмоции. // Справочник педагога-психолога детский сад.- 2019.-№11.-С.22-24
- Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 06.03.2020)..
- Эмоциональное развитие дошкольника. Под. ред. Кошелевой А.Д., М. 1985
Материал подготовила педагог-психолог Чайкина Э. Н.
Свежие публикации данной категории
2 мая Марафон здоровья и красоты
2 мая Репка
1 апреля Вода, вода
29 февраля Богатырские состязания
26 февраля День домашнего супа
26 февраля День доброты
6 февраля Урок Гениального сыщика
23 января Проказы Зимы
23 января День снега
15 декабря 2023 Общеразвивающие упражнения в детском саду